Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.
Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные теории возникновения государства…………………5
1.1 Теологическая теория…………………………………………………..5
1.2 Патриархальная теория………………………………………………..6
1.3 Договорная теория……………………………………………………...7
1.4 Теория насилия…………………………………………………………12
1.5 Психологическая теория………………………………………………15
1.6 Органическая теория…………………………………………………..16
1.7 Материалистическая теория………………………………………….18
1.8 Ирригационная теория………………………………………………...20
ГЛАВА 2 Современные концепции происхождения государства……….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства (Курсовая).docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

 

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

 

Институт права, социального управления и безопасности

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

             Тема: «Основные теории происхождения государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ижевск

2010 г.

 

 

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1 Основные теории возникновения государства…………………5

    1. Теологическая теория…………………………………………………..5
    2. Патриархальная теория………………………………………………..6
    3. Договорная теория……………………………………………………...7
    4. Теория насилия…………………………………………………………12
    5. Психологическая теория………………………………………………15
    6. Органическая теория…………………………………………………..16
    7. Материалистическая теория………………………………………….18
    8. Ирригационная теория………………………………………………...20

 

ГЛАВА 2 Современные концепции происхождения государства……….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………….28

 

 

Введение.

Тема данной курсовой работы «Основные теории происхождения государства».

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.

Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно.

Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

В общественных науках существует ряд теорий о происхождении государства. Наиболее распространенными являются: патриархальная, договорная, материалистическая, теологическая, психологическая, и органическая. Именно эти теории рассмотрены в данной курсовой работе.

Цели данной работы: дать характеристику теориям возникновения государства; 

показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.

Задачи: раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;

выявить достоинства и недостатки данных теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Основные теории происхождения государства

1.1 Теологическая (божественная) теория

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

 На  рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира. В XVI – XVIII веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, рьяно ее отстаивали в начале XIX века.

Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Следовательно, каждый обязан подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления.

Получила она своеобразное развитие и в трудах некоторых современных ученых, которые утверждали, что переход к производящей экономике, начавшийся 10 – 12 тыс. лет назад, имел божественное начало. При этом теологи отмечают, что, по их мнению, точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится еще в Библии1.

Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, поэтому она в принципе недоказуема.

1.2 Патриархальная теория

Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.

Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором: власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи; где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Аристотель также утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Р. Фильмер в работе «Патриарх» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.2

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Следовательно суть патриархальной теории в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Это позволяет утверждать, что власть правителя является продолжением отцовской власти в семье. Следовательно, согласно данной теории: благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; монарх охраняет и защищает подданных (как отец членов семьи); власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она: способствует уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Отождествление государства и семьи, власти монарха и отца противоречит следующему факту: власть отца неформальна и непосредственна, а власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения. Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи и ещё и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и тоже время.

1.3 Договорная теория

Договорная теория объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. софистами в Древней Греции.

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть золотой век всеобщего мира и благоденствия, свободы и равенства; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе3.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа. Деспотизм, по Руссо, высшее  и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых  как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной  нового  отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.

Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».4

Рассматривая государство как продукт Общественного договора, порождение разумной воли народа, а точнее - человеческим учреждением или даже изобретением, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все силы. В результате «для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого». Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «гражданской общиной». Позднее - «Республикой или Политическим организмом». Члены этого политического организма называют его «Государством, когда он пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными».

Государство рассматривается Руссо как «условная личность», жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

Информация о работе Основные теории происхождения государства