Основные функции современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики Российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функций государства;
выделение признаков функций государства;
характеристика различных классификаций функций государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки функций государства
1.1 .Понятие функций государства
1.2 Признаки функций государства
Глава 2 Классификация функций государства
2.1 Критерии классификации
2.2 Внутренние и внешние функции
2.3. Основные функции Российского государства
2.4. Формы и методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

 

«Теория государства  и права»

 

«Основные функции  современного Российского государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г. 

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки функций государства

1.1 .Понятие функций  государства

1.2 Признаки функций государства

Глава 2 Классификация  функций государства

2.1 Критерии классификации

2.2 Внутренние и внешние  функции

2.3. Основные функции  Российского государства

2.4. Формы и методы осуществления функций государства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Изучение функций государства  является актуальной темой в любой  период развития общества. Это связано с происхождение и историей развития государства. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Функции государства  традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью  и содержанием, а также стоящим  перед ним на этом этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер. Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности страны.

Вопросы о государстве  и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных  и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Объект исследования представленной работы – функции Российского государства в современный период времени.

Цель данной работы –  наиболее полно раскрыть понятие  «функции государства», с учетом специфики Российского государства.

Достижение таковой  цели возможно при выполнении следующих  задач:

    • раскрытие понятия функций государства;
    • выделение признаков функций государства;
    • характеристика различных классификаций функций государства;
    • рассмотрение основных внутренних и  внешних функций;
    • рассмотрение основных функций Российского государства.

При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия: Конституция РФ, 1993; Морозова Л.А Функции Российского государства на современном этапе. Государство и право. 1993; Морозова Л.А. Проблемы современной Российской государственности, 1998; Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, 2004; Мелехин А.А.Теория государства и права, 2007; Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах, 2007; Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства, 2007; Хропанюк В.Н. Теория государства и права, 2008; Шевчук Д.А.Теория государства и права. Конспект лекций, 2009; Власенко Н.А. Теория государства и права, 2011.

 

Глава 1. Понятие и признаки функций государства

 

    1. Понятие функций государства

 

Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является  собственно юридическим  и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом  плане термин "функция" понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности (функции врача, прокурора и т.п.).

Функции в теории государства  и права – это основные направления деятельности государства по решению предстоящих перед ним целей и задач. Непосредственную связь функции государства имеют с его целями и задачами. Но их не следует смешивать. Цель государства - это тот результат, к которому государство стремиться. Задача государства - это цель, а также средства и способы её достижения. А функции - это сама деятельность по решению стоящих перед государством задач.

Содержание задач государства  определяется различными внутренними  и внешними факторами.

Содержание функций  показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. 2004, с.56.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства  отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Функции государства  объективны, они обуславливаются  существующими потребностями общества. Если государство не выполняет своих функций, в обществе и в государстве неизбежно начинаются негативные процессы.

Вся функциональная деятельность государства направлена на воплощение генеральной цели – блага человека, его нравственного, материального  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной  защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, 2008, с.153-154.

 

1.2. Признаки функций государства

 

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

К этим признакам относятся:

- прочно сложившаяся  предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная  связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

- направление  деятельности государства на  решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

- определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовых) связанные с применением особых, в том числе властно - принудительных методов. (Л.А. Морозова)

Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа.

Рассматривая  развитие, изменение функций можно  видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

К общесоциальным функциям относятся обеспечение  национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

В науке государства  сформировалась категория «функции государства»:

  • отражающая реальный жизненный процесс существования государства;
  • вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

 

Глава 2 Классификация функций государства

 

2.1 Критерии  классификации

 

Многообразные функции  Российского государства можно  классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Рассматривая вопрос о классификации функций, следует  иметь в виду, что всякое деление во многом условно, в том числе, деление функций на внутренние и внешние. Деятельность государства внутри страны в экономической, политической, социальной, идеологической и других сферах - зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, внешнеполитических и др. связей. Кроме того, следует учитывать, что функции не остаются неизменными, они постоянно развиваются, одни отмирают, другие появляются.

Государство, осуществляя свои функции, использует разнообразные методы, которые  можно разделить на правовые и  неправовые (организационные). Среди  правовых методов можно выделить такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов) правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности).

Все основные направления  деятельности государства в зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

Информация о работе Основные функции современного Российского государства