Основные функции современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики Российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функций государства;
выделение признаков функций государства;
характеристика различных классификаций функций государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки функций государства
1.1 .Понятие функций государства
1.2 Признаки функций государства
Глава 2 Классификация функций государства
2.1 Критерии классификации
2.2 Внутренние и внешние функции
2.3. Основные функции Российского государства
2.4. Формы и методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

По продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер (к ним относится, например,  ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

В зависимости от степени  общности на основные (например, функция  охраны общественного порядка) и  неосновные (например, функция рассмотрения споров).

В зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные.

 

2.2 Внутренние  и внешние функции

 

Внутренние  функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления и государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных охранительных и контрольных задач. К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие: экономическая, социальная, налогообложение, охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правового порядка; экологическая (природоохранительная); культурная.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, 2001, с.59.

Она заключается в  обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе  посредством охраны существующих конституционных  форм собственности. С принятием  Гражданского кодекса РФ создана  правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо  важных отраслей экономики, таких как  энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь  и т. д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа  по развитию экономики предусматривает  также финансирование программ научно-технических  и промышленных исследований, особенно в области перспективных и  приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного  производства.

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни  России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Социальная функция государства, которая призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание этой функции  многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т. д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление  таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Правовому обеспечению  социальной функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон  «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т. п.

Однако осуществление  данной функции государства еще  не отвечает предъявляемым к ней  требованиям. В обстановке систематических  задержек заработной платы, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Культурная функция  призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Эта функция сложилась  вместо ранее осуществляющей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня  составляет государственная поддержка  развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры  и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления  данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы Президента РФ «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Экологическая функция – это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической  функции составляет государственное  управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство  устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед  своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию, являются: Конституция РФ, законы РФ «Об охране окружающей среды», «Основы лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и т. д.

 

Функция налогообложения  и взимания налогов – выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного  расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной  с экономической, вместе с тем  выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Базовыми нормативными актами, регулирующими  выполнение данной функции, выступают  Федеральный закон «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

Нынешние кризисные  явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой  функцией задачу оптимального сбора  налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правового порядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».   Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

Новое в содержание данной функции состоит в том, что  согласно статье 8 Конституции РФ, «в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение  режима законности, предупреждение и  сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: Уголовный кодекс РФ, законов «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в Российской Федерации», «О прокуратуре» и т. п.

Внешние функции  государства тесно связаны с  внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства  в современном мире, который все  больше становится взаимозависимым.

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние  функции Российского государства. Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили дальнейшее, адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые  территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое  сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

Информация о работе Основные функции современного Российского государства