Особенности понятия и состава механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ понятия и сущности, особенностей функционирования механизма государства.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: определить понятие государства; охарактеризовать особенности формирования государства; определить особенности и место государства в политической системе общества; выделить понятие и элементы механизма государства; определить принципы механизма государства
определить тенденции государственной власти.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и происхождение государства................................................................5
1.1. Понятие государства и его основные элементы................................................5
1.2. Сущность государства и тенденции его формирования...................................9
2. Особенности механизма государства..................................................................14
2.1 Государство в политической системе общества...............................................14
2.2. Понятие механизма государства.......................................................................19
2.3. Принципы механизма государства...................................................................22
2.4. Теория разделения властей как основа формирования
государственного аппарата. Государственные органы..........................................24
Заключение.................................................................................................................31
Библиографический список......................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

2013 12 22 Механизм государства.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Взаимный контроль государства  и социальных объединений. Государство  контролирует законность создания и  деятельности последних, при выявлении  правонарушений применяет меры принуждения вплоть до ликвидации социального объединения. Функции государственного контроля выполняют прокуратура, суды, органы юстиции, полиция, налоговые службы и другие органы. В свою очередь, социальные объединения осуществляют общественный контроль за законностью и эффективностью государственного управления.

Государство гарантирует  соблюдение прав и свобод социальных объединений, оказывает поддержку  их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения социальных объединений по совершенствованию государственного управления, привлекает их к реализации отдельных государственных программ. Социальные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики [11, c. 188].

Социальные объединения в России имеют право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

 

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов (участников), а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях [2, c. 143].

Таким образом, особенности  роли и места государства в  политической системе общества определяются понятием и составными элементами самой политической системы и аспектами ее функционирования.

 

2.2. Понятие механизма государства

 

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Понятие механизма государства  раскрывается через характерные  черты или признаки, позволяющие  отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система  государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах [9, c. 223].

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной  структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции  РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции  РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным  механизмом и функциями государства  существует тесная обратная связь. Функции  современного Российского государства  осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов [9, c. 224].

Вместе с тем от функций государства зависит  структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение,  развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства  для обеспечения возложенных  на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков  в том, что они выделяются в  механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а  именно как «вещественные придатки»  последних. К ним относятся различные  материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы.

Тесная взаимосвязь  функций государства и его  механизма обусловливает необходимость  структурно-функционального подхода  к изучению государственного механизма.

Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций,

Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход) [13, c. 173].

Таким образом, обобщение  всех анализируемых признаков позволяет  прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это  пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

 

2.3. Принципы  механизма государства

 

Принципы организации деятельности механизма государства – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на

- общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом,

- частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный  Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма [13, c. 174].

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Вторая группа принципов закрепленных в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

- обязательность для  государственных служащих решений,  принятых вышестоящими государственными  органами и руководителями в  пределах их полномочий и на  основе законодательства РФ;

- профессионализм и  компетентность госслужащих; 

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность служащих  за принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства; 

- сочетание коллегиальности и единоначалия и др. [17, c. 93].

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

2.4. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата. Государственные органы

 

Орган государства –  это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: юридически организационный и экономически определенный характер; наличие собственной структуры; имеет государственно-властные полномочия; государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; выполнение строго определенных государственных функций и задач; обладание правом на издание юридических актов; наличие нужных материальных средств; реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных  органов разделяют на несколько  групп в зависимости: от порядка  их формирования; объема выполняемых полномочий; широты компетенции; характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); числа государственных гражданских служащих; времени функционирования.

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей, структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

Информация о работе Особенности понятия и состава механизма государства