Особенности понятия и состава механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ понятия и сущности, особенностей функционирования механизма государства.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: определить понятие государства; охарактеризовать особенности формирования государства; определить особенности и место государства в политической системе общества; выделить понятие и элементы механизма государства; определить принципы механизма государства
определить тенденции государственной власти.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и происхождение государства................................................................5
1.1. Понятие государства и его основные элементы................................................5
1.2. Сущность государства и тенденции его формирования...................................9
2. Особенности механизма государства..................................................................14
2.1 Государство в политической системе общества...............................................14
2.2. Понятие механизма государства.......................................................................19
2.3. Принципы механизма государства...................................................................22
2.4. Теория разделения властей как основа формирования
государственного аппарата. Государственные органы..........................................24
Заключение.................................................................................................................31
Библиографический список......................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

2013 12 22 Механизм государства.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Конституции  РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и  свобод человека и гражданина. В  установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства) [18, c. 237].

Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяется федеральным законом.

Кроме того, к ведению  Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной  Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы [18, c. 238].

Система представительных и законодательных органов государственной  власти как составная структурная  часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента [10, c. 218].

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внутренних  дел, государственного имущества и пр.).

2. Государственные комитеты  РФ (по делам Севера, по кинематографии, по молодежной политике и др.).

3. Федеральные комиссии  России (Высшая аттестационная, по  рынку ценных бумаг, энергетическая).

4. Федеральные службы  России (безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю, пограничная и др.).

5. Российские агентства  (по боеприпасам, по обычным  вооружениям, по патентным и  товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам, статистическое  и др.).

6. Федеральные надзоры  России (горный и промышленный, по  ядерной и радиационной безопасности).

7. Иные федеральные  органы исполнительной власти [10, c. 221].

Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ: Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Судебная власть –  одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей,

Согласно Конституции  и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности  органов судебной власти: Конституционный  Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции  РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации.

Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено Федеральным  законом «Об обороне», Вооруженные  Силы Российской Федерации – государственная  военная организация, составляющая основу обороны страны [15, c. 224].

Вооруженные Силы государства  предназначены для отражения  возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Деятельность Вооруженных  Сил РФ осуществляется на основании  Конституции в соответствии с  федеральными конституционными законами, федеральными законами в области  обороны, в том числе и прежде всего «Об оборонен, «О Вооруженных Силах Российской Федерации», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Таким образом, рассмотрев сущность и основные элементы государственного механизма, мы можем сделать вывод, что механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенное  исследование позволяет сделать  следующие выводы.

     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

     В данной работе нами представлено определение государства, выделены его специфические признаки и охарактеризована специфика механизма государства.

Основной функцией политической системы общества выступает организация  в обществе эффективного механизма  государственного и общественного  управления. На первом месте здесь  всегда стоит вопрос о государственной  власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.

В соответствии с этим в работе рассмотрено понятие  государственного механизма и способов его функционирования, определены особенности  взаимодействия различных элементов  политической системы и организация  работы органов государственной  власти.

Механизм государства  — это система государственных- органов, призванных осуществлять государственную  власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство  проводит ту или иную политику.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять  в двух смыслах: широком и более  узком. В широком смысле понятие  государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат  — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются  основные функции, достигаются стоящие  перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляются на основе определенных принципов, имеющих  объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных  органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

 

 

Список литературы

 

1. Абрамов И. Е. Теория  государства и права: Учебник  для вузов. - М.: Высшая школа, 2011.

2. Алексеев С. С.  Право: Опыт комплексного исследования. – М.: Юристъ, 2009.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2010.

4. Завадская Л. Н.  Механизм реализации права. –  М.: Педагогика, 2012.

5. Кожевников С. Я.  Реализация права, юридическое  толкование, законность. -  Н. Новгород, 2012.

6. Кравченко И. Е.  Теория права. - М.: Высшая школа, 2011.

7. Лившиц Р. З. Теория права:  Учебник. – М., 2011.

8. Марченко М. Н.  Теория государства и права.  – М.: НОРМА, 2010.

9. Морозов. П. Н. Реализация  правовых норм. - Тула, 2013.

10. Нерсесянц В. С.  Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013.

11. Общая теория государства  и права./ Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Педагогика, 2012.

12.Скакун О. Ф. Реализация  права. – М.: Юристъ, 2010.

13.Сырых В. М. Теория  государства и права. – М.: Былина, 2011.

14. Теория государства  и права./ Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Норма, 2011.

15. Теория государства  и права./ Под ред. Г. Н. Манова. – М.: НОРМА, 2012.

16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Педагогика, 2011.

17. Цыплаков А. С.  Теория государства и права:  Учебное пособие. - Саратов, 2012.

18. Четвернинин В. А. Понятие права и государства. – М.: Юристъ, 2010.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности понятия и состава механизма государства