Особенности правового регулирования преступлений и проступков в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей правового регулирования преступлений и проступков в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование понятия преступления;
- изучение признаков преступления;
- анализ понятия и признака проступка;
- разобрать виды проступков в российском праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………...……………………..…………………...………………3
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ВИДЫ……………………………………….4
Понятие, основные признаки и виды правонарушений……………………4
Юридический состав правонарушений ……………………………………12
2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.19
2.1 Понятие и виды преступления………………………………….…………..19
2.2 Признаки преступления …………………………………………………….20
3. ПРОСТУПОК: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ……………………24
4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…………..………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……………39

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)
  1. бюджетные -  неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней.

К правонарушающим действиям (бездействиям) бюджетное законодательство относит: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование  бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным Кодексом; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным Кодексом;  открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации; иные основания в соответствии с Бюджетным Кодексом и федеральными законами3.

  1. международные – противоречащие нормам международного права  или собственным обязательствам действия или бездействия субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу.

В международном праве по степени  тяжести различают следующие  виды правонарушений:

Международное преступление- международное правонарушение, посягающее на жизненно-важные интересы государств и наций, основы их существования, подрывающие важнейшие принципы международного права и представляющие угрозу международному миру и безопасности;

Преступления  международного характера- правонарушения, создающие международно-общественную опасность, нарушающие нормальное развитие международных отношений и создающие угрозу этому развитию (международный терроризм, пиратство и т.д.);

Международные деликты – противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права.

В теории существует также  классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В  связи с этим различают три  вида правонарушений:

  • в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
  • в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
  • в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать  правонарушения, посягающие на:

  • духовные или материальные блага;
  • общественные или личные интересы.

 

1.2 Юридический  состав правонарушения

Кроме вышеперечисленных  признаков правонарушения существуют другие, хотя и менее важные признаки и черты. Все они обобщаются в выработанном юридической наукой понятии "состав правонарушения", с помощью которого группируются и описываются признаки последнего по схеме: объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения.

Объектом правонарушения являются те урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными действиями или бездействием причиняется ущерб. Совершая правонарушение, лицо наносит определенный вред не только сложившемуся в обществе правопорядку, но и правосознанию граждан, а также их субъективным правам.

Так, например, объектом кражи могут быть любые вещи материального мира, в создание которых вложен труд человека и которые обладают материальной или духовной ценностью. Объектом хищения могут быть деньги, ценные бумаги, имеющие нарицательную стоимость, по которой они реализуются, а также документы, выполняющие роль денежного эквивалента либо являющиеся эквивалентом материальных ценностей (например, почтовые марки, транспортные билеты).

Субъектами правонарушения признаются физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).

 Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста.

Так по Гражданский кодексу  Российской Федерации полная деликтоспособность наступает с 18 лет. Такое же правило содержится и в Уголовном кодексе РФ. Однако, в то же время, за отдельные преступления ответственность наступает с 14 лет, за административные проступки и нарушения трудового права - с 16 лет.

Например, по Уголовному кодексу  РФ субъектом хищения может быть вменяемое лицо, достигшее установленного в законе возраста. Возрастные требования зависят от формы хищения. Субъектом хищения, совершенного путем кражи, грабежа и разбоя, может быть вменяемое лицо, достигшее 14 -летнего возраста; субъектом мошенничества, присвоения, растраты - вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъектом хищения, совершенного лицом с использованием своего служебного положения 4, может быть только должностное лицо.

Объективная сторона правонарушения – противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном не совершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права.  С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и т.д.) может быть причинен ущерб защищаемым интересам. В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения, обычно рассматривают:

а) само противоправное действие или бездействие;

б) вред, причиненный данным действием или бездействием для  общественных отношений;

в) способ совершения правонарушения- совокупность определенных приемов, используемых правонарушителем при реализации своих намерений.

г) наличие причинно-следственных связей между совершенным противоправным деянием и наступившим вредом;

д) время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние;

Что касается наличия вреда, то не все авторы разделяют эту  точку зрения. Ссылаясь на действующее  законодательство, они вполне резонно  замечают, например, что ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействие, которые со всей вероятностью могут  повлечь за собой вредные последствия, но еще не повлекли их. В качестве примера можно сослаться на нарушения  правил техники безопасности на АЭС, шахтах, заводах, которые могли бы повлечь за собой трагические  последствия; на нарушения условий  труда, требований санэпидемслужб, и т. д., которые тоже могли бы привести к трагическим последствиям [9].

Таким образом, из сказанного вытекает, что правонарушениями следует считать не только такие противоправные деяния, которые уже повлекли за собой вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.

Необходимо отметить, что  причинение вреда имеет два аспекта - юридический и фактический.

Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей.

Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении участнику правоотношения материального либо морального ущерба.

Материальные и нематериальные интересы (блага) граждан и их объединений  в равной мере защищаются действующим  в России и других странах законодательством.

Например, согласно Гражданскому кодексу РФ, нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, доброе имя, достоинство, деловая и иная репутация и  т. д.) защищаются в соответствии с  настоящим Кодексом и другими  законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также  в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального  права и характера последствий этого нарушения5.

Защита материальных и  нематериальных благ, находящих свое юридическое выражение в гражданских  правах физических и юридических  лиц, осуществляется, в частности, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его  нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГК РФ).

Когда мы говорим о таком  признаке правонарушения, как наличие  причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом, то, во-первых, речь идет о прямой, а  не о какой бы то ни было иной связи. Вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия. Никакие посредствующие звенья между ними не допускаются; во-вторых, имеется в виду, что причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.

Субъективная сторона правонарушения – психическое состояние лица в момент совершения правонарушения, воплощенная в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, то есть такие действия, которые в момент  их совершения находились под контролем воли и сознания лица.

Вина - важнейшая составная часть субъективной стороны правонарушения. В качестве ее дополнительных элементов в научной и учебной литературе рассматривают цель и мотивы совершения правонарушения. Их называют факультативными, иными словами, не всегда необходимыми для признания того или иного деяния правонарушением элементами. Государственно-правовая теория и практика в России и других странах исходят из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по вине лица.

Отечественная наука и  практика склоняются к психологическому пониманию вины, которая в этой связи рассматривается как психологическая  категория, свободная от влияния  политических, социальных и нравственных оценок, чреватых тяготением к объективному вменению. Подобные оценки возможны лишь в отношении деяния в целом [5].

Вина отражает психическое  состояние и отношение лица к  совершаемому им противоправному деянию - действию или бездействию, а также  к возникающим в результате такого деяния последствиям.

Вина означает понимание  или осознание лицом противоправности (недопустимости) своего поведения  и возникающих при этом последствий. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяния несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми (вменяемость - психологическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими во время совершения правонарушения и нести в связи с этим за него юридическую ответственность), даже если они и противоречат праву, поскольку они не способны осознавать и понимать противоправность своих действий.

Информация о работе Особенности правового регулирования преступлений и проступков в Российской Федерации