Особенности российского федерализма, на примере Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Определить объем и содержание собственных полномочий субъекта РФ.
2. Определить финансовую обеспеченность субъекта РФ: доля собственных доходов в бюджете (в %), доля трансфертов (в %).
3. Структура органов государственной власти субъектов РФ: законодательная и исполнительная власть, высшее должностное лицо. Порядок формирования и полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности российского федерализма Тюм обл.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Выводы.

 

При децентрализации  передача полномочий осуществляется сверху вниз, а при самоуправлении инициатива передачи исходит снизу, непосредственно от населения органам публичной власти. Однако, и то, и другое, явление определенным образом связаны с демократической моделью организации политической системы, в которой возникает несколько политических центров, с соответствующей компетенцией каждого.

Проблема баланса  властных отношений центра и регионов является  значимым критерием оценки текущего состояния любого государства. Сохранение субординации при самой  широкой автономии регионов позволяет  обеспечить единство государства, целостность его политико-правового пространства. Причем, сила его как субъекта мировой политики определяется не тем, насколько оно децентрализовано, а тем, насколько эффективно оно смогло обеспечить баланс между публичными интересами центра и регионов. Не развитие регионализма, а именно дисбаланс общенациональных и региональных процессов влекут за собой распад государства или потерю им определенной территории.

История России показывает, что при любой модели центральной власти необходимо иметь  региональное наполнение, будь то экономика, социальная сфера, экология, безопасность граждан. Существует много преимуществ в децентрализации. На относительно небольшой и однородной территории, региональные органы государственного управления ближе к людям, которыми управляют, их действия более очевидны, людям легче их контролировать, а политику этих органов легче адаптировать к местным условиям. Вместе с тем, в децентрализации экономического и политического управления есть и существенные недостатки. Даже при прагматической децентрализованной политике важно, чтобы центр имел возможность, соблюдая в целом нейтралитет в отношении деятельности региональных управленческих структур, в случае, если осуществляемая ими деятельность приобретает противоправный характер, привлекать к ответу институты региональной власти.

В связи с  изложенным, можно сделать вывод  о том, что определенная степень  централизации властных структур предотвращает  две опасности - появление всевластных  органов власти на местах и диспепсию, то есть рассеивание власти, «расползание» властных структур и потерю управляемости в кризисных ситуациях.

При выборе вариантов  государственно-территориального строительства  России необходимо учитывать и ряд  проблем конституционно-правового  характера, международное законодательство, касающееся права наций на самоопределение, концепцию государственной национальной политики России.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию демократическим государством (ст.1), источником власти в котором является его многонациональный народ (ст. 3). Данное положение означает сочетание двух явлений - единства российского народа, и его полиэтничности, сложной национальной структуры. Многонациональный состав государства предполагает естественное возникновение проблем, связанных с совместным проживанием различных народов, которые имеют как общие, так и свои особенные национально-этнические интересы. Одной из основных задач демократического режима в многонациональном государстве является учет интересов и соблюдение прав всех этнических общностей, проживающих на единой территории. Для этого, прежде всего, необходимы политико-правовые гарантии права народов на самоопределение, то есть права «определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие».

 На  примере  законодательства Тюменской области  прослеживается централизация взаимодействия  власти субъекта РФ и федеральных  органов. Рассмотрим пример. Органы исполнительной власти области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 5 Устава). Примером децентрализации служит следующее «Область вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации экономические и иные договоры в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и областными законами» (ст. 8 Устава). Таким образом, в указанном субъекте РФ законодательная власть стремится к урегулированию взаимодействия правоотношений  власти субъекта РФ и федеральных органов власти, а так же урегулирование реализации местного самоуправления на территории субъекта РФ и другими субъектами РФ. Данный подход является демократическим и поддерживающим направление России стать демократическим государством как определено  основным законом России - Конституции.

 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники данных: 

 

  1. ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999;
  2. Устав Тюменской области. Принят областной Думой 15 июня 1995 года
  3. Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Информация о работе Особенности российского федерализма, на примере Тюменской области