Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:56, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – исследовать особенности российского федерализма и показать пути его совершенствования. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, наметим ряд задач данной контрольной работы :
- охарактеризовать принципы российского федерализма;
- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;
- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.
Введение 3
1. Принципы российского федерализма 4
2. Особенности и проблемы современного российского федерализма 10
3. Пути совершенствования федерализма в Российской Федерации 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 23
Федеративное
устройство России конструирует правоотношения
в системе «субъект - федерация -
федерация - субъект». В ней субъекты
федерации имеют право
Существует специфика нормативно-правовой регламентации федерализма в нашей стране. Наряду с Конституцией РФ, основные законодательные акты, регулирующие сферу федеративных отношений, включают в себя Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, и многие другие3.
В теоретической литературе выделяются следующие основные проблемы законодательной базы федеративных отношений в Российской Федерации:
- неработоспособность многих актов,
- их низкое качество,
- декларативность,
- политическая ангажированность,
- оторванность от реальной жизни,
- необеспеченность ресурсным наполнением,
- дефектность с позиции соответствия Конституции Российской Федерации,
- рассогласованность
- необходимость их коррекции
в процессе
- нестабильность
- частое и спорадическое изменение законов,
- широкое распространение фрагментарного, «лоскутного» нормотворчества, при котором в закон вносятся поправки, по своему объему сопоставимые с самим законом и меняющие его смысл и предмет правового регулирования,
- перегруженность законов отсылочными нормами, нивелирующими ключевую характеристику законов как актов прямого действия.
Отличительной особенностью современного этапа законодательного обеспечения федеративной реформы является централизация компетенции на федеральном уровне, в результате чего гарантированная Конституцией Российской Федерации правовая автономия субъектов федерации оказывается фиктивной. Подавляющая часть правового поля по-прежнему остается в юрисдикции федерального центра.
Конституционный Суд Российской Федерации играет в процессе совершенствования законодательства о федерализме одну из ведущих ролей, о чем свидетельствует значительное количество его решений в сфере федеративных отношений.
Как было установлено, федерализм представляет собой не только форму государственного устройства, но и принцип взаимоотношений центра и регионов. Взаимоотношения центра и регионов в последние годы формировались в условиях укрепления вертикали власти и в ХХI в. уже несли на себе отпечаток унитарности. Используемая в Российской Федерации схема разграничения предметов ведения и полномочий характерна для унитарных централизованных государств, и не в полной мере способствует сбалансированности социально-экономического становления России, ведет к явным перекосам в развитии регионов, их отставанию от общих темпов роста. Некоторые ученые видят в этом причину системного кризиса федерализма в России4. Существует мнение о том, что «вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения». Она оказалась следствием «федералистской революции» во всем мире: ныне почти 80% всего мирового населения проживает либо в федеративных государствах, население которых составляет более 2 миллиардов человек, либо в децентрализованных государствах с федеральным реструктурированием5. Сложности существуют и в том, что Россия не является национальным государством, это многонациональное государство, а ее республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения6.
Тем не менее, сложно согласиться с тем, что Россия – квазифедерация западного происхождения. Тенденции последних реформ основаны на тезисе о том, что поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда некая незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов7. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией РФ, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Хотя это не говорит о пагубности федерализма, а свидетельствует о необходимости системного подхода к модернизации правового регулирования федерализма в нашем государстве.
Итак, федерализм в России во многом уникален, ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Федерализм
в России - это устойчивая историческая
традиция полицентрического
Наряду с Конституцией РФ сферу федеративных отношений регулируют такие Федеральные законы, как № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, и многие другие.
Российский федерализм представляет собой не только форму государственного устройства, но и принцип взаимоотношений центра и регионов. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений.
Дальнейшее развитие российского федерализма, направленное на упрочение Российской Федерации, зависит от укрепления механизма его функционирования и охраны всего федеративного устройства, закрепленного в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов.
Упрочение федерализма лежит в сфере права, экономики, политики, стабильности, самочувствия граждан8. В то же время упрочение федерализма в нашей стране связано с решениями органов государственной власти по различным вопросам.
Структурная модернизация правовой системы российского федерализма заключается в установлении системных связей, и она неотделима от систематизации и кодификации права. В литературе можно найти мнение о том, что подобное достижимо посредством создания свода законов - единого, целостного акта, основанного на Конституции Российской Федерации и представляющего собой систему структурированных правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере федерализма.
Целью развития федеративной системы является достижение возможно большей устойчивости отношений внутри системы9. Развитие федеративных отношений в России демонстрирует, что идея образования новых субъектов федерации путем укрупнения существующих не надуманна. Историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы не могут не вести к интеграции территориально близких субъектов федерации10. Само по себе укрупнение не принесет желаемого результата, если новые субъекты федерации будут неспособны самостоятельно обеспечивать нужды населения и отвечать по своим обязательствам.
По мнению профессора
Глигич-Золотаревой, основными направлениями
конституционно-правового
- создание однопорядковых
в правовом и экономическом
отношении регионов нового
- постепенная
симметризация федеративной
- обеспечение
единства правового,
- усиление механизмов,
обеспечивающих целостность
- усиление горизонтального
взаимодействия между
- сближение
уровня социально-
- повышение
степени самостоятельности
- собственно
модернизация структуры
Реформирование законодательного обеспечения федерализма в нашем государстве может включать также:
- обеспечение
субъектов Российской
- формирование
и оптимизация механизмов
- пересмотр
действующего порядка
Далее, одним из основных вопросов организации государственной власти в современной Российской Федерации является вопрос о сосуществовании в одном пространстве двух уровней государственной власти: федеральной и субъектов федерации. Тенденция в решении этого вопроса в последние годы очевидна. Федеральные органы власти все больше тяготеют к методам унификации. Понимание федерализма и статуса субъектов за последнее десятилетие подверглось значительным изменениям. Если в советский период понимание федерализма строилось на признании принципа добровольности вхождения субъектов и сочетания двух суверенитетов в одном государстве, и, соответственно, формально отношения между Союзом и союзными республиками основывались на началах «кооперации», то современное российское государство признает государственный суверенитет только за федеративным государством. Как следствие, в настоящее время федеративные отношения в большей мере основываются на началах субординации, и в ближайшей перспективе таковыми и останутся.
Другой проблемой совершенствования современного российского федерализма является определение подхода к дальнейшему строительству федерации. В своих исследованиях ученые ищут ответ на вопрос: есть ли необходимость в учете национального фактора при строительстве федеративного государства. Кроме того, нет однозначного ответа и на другой вопрос: является ли федерализм решением национального вопроса. Разброс мнений по этим вопросам чрезвычайно широк, как крайне неоднозначны и ответы на них. Одни ученые (М.В. Глигич-Золотарева, Э.В. Тадевосян, Н.М. Добрынин) полагают, что национальный подход к формированию федеративного государства был изначально ошибочным, поскольку государство должно выполнять свои функции независимо от национальных особенностей составляющих его частей, в то время как национальные интересы должны учитываться исключительно в рамках национально-культурной автономии. Понятие «общенародной» федерации, состоящей из национально-территориальных образований, изначально конфликтогенно и ведет в тупик12. Другие же (Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Е.В. Чиркин) считают, что национальный фактор неразрывно связан с федерализмом. Чем сложнее по этническому составу населена страна, тем более необходим ей федерализм, ибо при этом сочетаются право на самоопределение и единство, целостность государства, а национально-территориальный подход соответствует принципу международного права – принципу права народов на самоопределение13.
Тенденций множество, и все их перечислить невозможно, поскольку многие являются скрытыми, тем не менее, если преобразования и будут происходить в ближайшее время, то инициированы они будут, скорее всего, не народом, а федеральным центром и будут направлены на усиление федеральной власти для борьбы с последствиями экономического кризиса.
Сделаем выводы. Развитие российского федерализма в будущем зависит от укрепления механизма его функционирования и охраны всего федеративного устройства, закрепленного в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов. Целью развития федеративной системы является достижение возможно большей устойчивости отношений внутри системы.
Одним из основных вопросов организации государственной власти в современной России является вопрос о сосуществовании в одном пространстве двух уровней государственной власти: федеральной и субъектов федерации. Другой проблемой совершенствования современного российского федерализма является определение подхода к дальнейшему строительству федерации. Сегодня одни ученые полагают, что национальный подход к формированию федеративного государства был изначально ошибочным, поскольку государство должно выполнять свои функции независимо от национальных особенностей составляющих его частей. Другие же считают, что национальный фактор неразрывно связан с федерализмом. Если преобразования и будут происходить в ближайшее время, то инициированы они будут, скорее всего, не народом, а федеральным центром и будут направлены на усиление федеральной власти.
Информация о работе Особенности российского федерализма, пути его совершенствования