Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:56, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – исследовать особенности российского федерализма и показать пути его совершенствования. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, наметим ряд задач данной контрольной работы :
- охарактеризовать принципы российского федерализма;
- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;
- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.
Введение 3
1. Принципы российского федерализма 4
2. Особенности и проблемы современного российского федерализма 10
3. Пути совершенствования федерализма в Российской Федерации 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 23
Россия имеет значительный исторический опыт федерализма, который является национальным достоянием, из которого проистекают исторические уроки, позволяющие обеспечить формирование федеративного устройства и федеративных отношений с учетом опыта зарубежных федеративных образований. Особенности федерализма в России и стратегия федеративного государственного развития предполагают не только решение проблем социально-экономического развития территорий, но и сохранение духовно-культурных ценностей, национальных традиций и этнических особенностей в условиях многонациональности населения России.
В настоящее время развитие федерализма постепенно продолжается в сторону формирования такого типа федерации, который предполагает организацию отношений между центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий на основе норма права.
Конституции РФ
определяет Россию как федеративное
государство, а ст. 5 констатирует, что
Российская Федерация состоит из
республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов равноправных субъектов Российской
Федерации. В составе Российской Федерации
в соответствии со ст. 65 Конституции РФ
подразделяется на 83 административно-
Федерализм в России во многом уникален, ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Федерализм в России - это устойчивая историческая традиция полицентрического общественного обустройства, элементы которой можно обнаружить в самые ранние периоды русской истории.
Наряду с Конституцией РФ сферу федеративных отношений регулируют такие Федеральные законы, как № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, и многие другие.
Российский федерализм представляет собой не только форму государственного устройства, но и принцип взаимоотношений центра и регионов. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений.
Развитие российского федерализма в будущем зависит от укрепления механизма его функционирования и охраны всего федеративного устройства, закрепленного в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов. Целью развития федеративной системы является достижение возможно большей устойчивости отношений внутри системы.
Одним из основных вопросов организации государственной власти в современной России является вопрос о сосуществовании в одном пространстве двух уровней государственной власти: федеральной и субъектов федерации. Другой проблемой совершенствования современного российского федерализма является определение подхода к дальнейшему строительству федерации.
В завершение контрольной работы хотелось бы отметить, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, 25.12.1993. - № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - ст. 4916.
3. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. - М.: Эксмо, 2007. – 569 с.
4. Анненкова В.Г. Право на сецессию и обеспечение единства Российского государства // Конституционное и муниципальное право, 2006. - №5. – С. 9-27.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Проспект, 2009. – 798 с.
6. Беленко Н.М. Развитие федеративных отношений как фактор государственного строительства в России // Государственная служба, 2006. - № 6. – С.43-54.
7. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 2. – С.6-18.
8. Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 6. – С.11-23.
9. Мсоева Ф.Б. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма // Вестник Владикавказского научного центра, 2006. - № 2. – С. 38-47.
10. Панкевич Н. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. – Екатеринбург, 2008. – 280 с.
11. Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права – Самара: Волга, 2007. – 457 с.
12. Хакимов Р. Политико-правовые ресурсы федерализма в России. – Казань: Курултай, 2010. – 502 с.
1 Хакимов Р. Политико-правовые ресурсы федерализма в России. – Казань: Курултай, 2010. – С. 64.
2 Хакимов Р. Политико-правовые ресурсы федерализма в России. – Казань: Курултай, 2010. – С. 65.
3 Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 6. – С.17.
4 Беленко Н.М. Развитие федеративных отношений как фактор государственного строительства в России // Государственная служба, 2006. - № 6. – С.48.
5 Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права – Самара: Волга, 2007. – С. 102.
6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Проспект, 2009. – С. 347.
7 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Проспект, 2009. – С. 348.
8 Панкевич Н. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. – Екатеринбург, 2008. – С. 24-25.
9 Беленко Н.М. Развитие федеративных отношений как фактор государственного строительства в России // Государственная служба, 2006. - № 6. – С.52.
10 Мсоева Ф.Б. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма // Вестник Владикавказского научного центра, 2006. - № 2. – С. 42.
11 Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 2. – С.10,12.
12 Панкевич Н. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. – Екатеринбург, 2008. – С. 98.
13 Мсоева Ф.Б. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма // Вестник Владикавказского научного центра, 2006. - № 2. – С. 45.
Информация о работе Особенности российского федерализма, пути его совершенствования