Особенности современных монархий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации, менялась в потоке времени, сохраняя постоянство и верность традициям.
В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------2
Глава I Теоретические аспекты монархии, как вида правления----------------3
1.1 Понятие и сущности монархической формы правления-----------------3
1.2 Преимущества и недостатки монархической формы правления-------6
Глава II Виды монархий как формы правления------------------------------------9
2.1Исторические разновидности монархии-------------------------------------9
2.2 Виды монархии как формы правления--------------------------------------12
Глава III. Особенности современных монархий-------------------------------------16
Заключение---------------------------------------------------------------------------------22
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 193.04 Кб (Скачать файл)

 

Глава  II ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

2.1ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИИ.

   Монархическая форма правления весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

   Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появлялась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге "неолитической революции".

   В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху в низ, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру, землевладельцев - общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций опыта, благоденствия. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются, по сути, специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа).[9].

   В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

   Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.

   В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства - Вавилон, Индия, Египет, рабовладельческие античные, например, древнеримская монархия, феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные. [10]

Патриархальная монархия (традиционная).

   Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

   Патриархальная монархия имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. [11]

   Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. [12]

Древневосточная монархия.

   Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

Деспотия - (от греч. despotia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата. [ 11]

Древнеримская монархия (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

   Выступавшая в форме империи, имеет в своем развитии два периода: принципат и доминат. Принципат - (от лат. principatus, princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов). Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец 3 в.). [ 16]

Феодальная (средневековая) монархия.

   Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

1. раннефеодальная монархия;

2. сословно-представительная  монархия;

3. абсолютная монархия.

   Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

   Сословно-представительная монархия - это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.         В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.  

   Можно сделать, вывод что, монархия не осталась неизменной, поскольку испытывала на себе влияние различных факторов, и в первую очередь зрелости гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от степени концентрации верховной власти в руках главы государства, режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти.

 

2.2 ВИДЫ МОНРАХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

   Монархия как форма  управления весьма неоднородна и  отражена на протяжении веков собственной  гибкость и изменчивость, из-за которых  ей и получилось “выжить” в современных развитых демократических го-сударствах. 

   В современном мире существует три вида монархии: абсолютная (по внешним признакам в связи с принятием конституции она становится полуабсолютной), дуалистическая и парламентарная.

   Абсолютная монархия - это вариант монархической формы управления, которая характеризуется юридическим и реальными сосредоточением абсолютной полноты государственной и духовной власти во владениях монарха.

Принцип абсолютизма  связан с 3-я знаменитыми историческими  аспектами: с бюрократизацией, отходом от оснований и этатизмом.

   Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе и достигла своего расцвета в средневековье, в XVI-XVIII вв. На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий, где глава государства – одновременно держатель и светской и духовной власти. В странах Западной Европы монархия имела четыре конкретно-исторические формы существования: раннефеодальную, сеньориальную, сословно-представительную и абсолютную.

   Обобщая опыт функционирования различных форм абсолютной монархии, можно выделить ее юридические признаки:

- монополия на власть  со стороны монарха;

- концентрация в его  руках всех ветвей государственной  власти (режим слияния властей);

- отсутствие, каких - либо  представительных учреждений ограничивающих  его власть;

- внутреннюю и внешнюю  политику монарх осуществляет  с помощью назначаемых им министров, которые ответственны перед главой  государства (юридическая инвеститура  принадлежит монарху);

- народ не участвует  в управлении государством, он  полностью бесправен;

- отсутствие контроля  за верховной властью со стороны  общества;

   Как уже говорилось, абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

   Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

   В настоящее время таких монархий уже нет: в последней из них султанате Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). Учитывая обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными. [16]

  Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

   Буржуазно- демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютной монархии, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом- парламентом. Ограничения власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не в праве изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую [17].

   Исторически дуалистическая монархия являлась переходной формой правления от абсолютной к парламентской монархии, призванной обеспечить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуализмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент интересы "третьего сословия".

   Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

- юридически по конституции, верховная власть разделена между  парламентом, который наделен законодательной  властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит  исполнительная власть;

- по стольку разделение  власти не является завершенным  король обладает правом вета  на решения парламента и издание  декретов - законов, равных по юридической  силе законов парламента;

- управление государством  монарх осуществляет путем назначения  премьер-министра и правительства, который ответственный только  перед ним;

- монарх имеет право  на роспуск парламента;

- монарх назначает руководителей  местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

   Дуалистическая монархия существовала в Германии, Турции, Таиланде, Непале, во многих других странах. Россия после 1905 г. тоже имела определенные черты дуалистической монархии. В настоящее время с точки зрения норм конституционного права в «чистом» виде такой формы правления практически уже нет (ближе всего с позиций права к ней стоят Бутан, Бруней и Тонга). В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась от некоторых архаичных черт и приобрела новые. В известном смысле с некоторыми превращенными чертами она функционирует в Иордании и Марокко. [10].

   Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально- экономических интересов населения, их устойчивости культуры гражданственности.

   Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством.

   Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх лишь номинально выполняет свои функции.

   Парламентская монархия по тексту конституций существует практически во всех монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государства – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), в которых британский монарх представлен генерал-губернатором. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент). Таким образом, страной правит партия или коалиция партий, имеющих большинство мандатов в парламенте.

   Подобно абсолютной и дуалистической монархиям парламентская монархия может иметь свои разновидности. Как уже говорилось, в Малайзии существует «выборная монархия», в Таиланде большую роль в парламенте (особенно в сенате, пользующимся значительными полномочиями) играют военные, они, по существу, управляют страной, используя в том числе имя монарха (милитарно-парламентская монархия), в тех странах британского Содружества, где нет президентов, это опосредованная парламентская монархия, по существу возглавляемая генерал-губернатором как представителем монарха.

Информация о работе Особенности современных монархий