Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 18:24, курсовая работа
История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации, менялась в потоке времени, сохраняя постоянство и верность традициям.
В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом
Введение-------------------------------------------------------------------------------------2
Глава I Теоретические аспекты монархии, как вида правления----------------3
1.1 Понятие и сущности монархической формы правления-----------------3
1.2 Преимущества и недостатки монархической формы правления-------6
Глава II Виды монархий как формы правления------------------------------------9
2.1Исторические разновидности монархии-------------------------------------9
2.2 Виды монархии как формы правления--------------------------------------12
Глава III. Особенности современных монархий-------------------------------------16
Заключение---------------------------------------------------------------------------------22
Список используемой литературы
Таким образом, можно сделать следующие выводы, монархическая форма правления делится на абсолютную и конституционную, а конституционная монархия в свою очередь на дуалистическую и парламентскую.
Итог данной главы является, что признаки абсолютной монархии в том, что в руках монарха концентрируется все ветви государственной власти, отсутствует контроль за верховной властью со стороны общества, народ не участвует в управлении государством, он абсолютно бесправен. А в конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом- парламентом. Ограничение власти монарха фиксируется в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх.
Сейчас в мире существуют 44 монархических государства. Сюда относятся такое огромное государство как Канада, а также и небольшие страны - это Ватикан, Монако и Бутан. В среднем каждое пятое государство мира - монархия.
В современном мире монархия является не просто формой управления, это многоликая и гибкая система, действующая как в странах Ближнего Востока (родоплеменная форма), так и во множестве европейских стран (монархический вариант демократического государства).Приложение 1. [3]
Первое место по числу стран с монархической государственностью занимает Азия – Япония, Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Сюда же относятся две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты, а также Таиланд, Камбоджа, Бутан.
Второе место принадлежит
Третье место занимает страны Полинезии, четвёртое - Африка, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд. [3]
Нельзя обойти вниманием тот факт, что лучшие в мире системы социального обеспечения существуют именно в монархических государствах. И это не только Скандинавия . Во многих странах Персидского залива созданы великолепные примеры социальной защиты своих граждан. Для сравнения можно сказать, что данные системы не зиждутся только на обладании большим количеством полезных ископаемых .Зачастую их объемы намного уступают месторождениям Российской Федерации. Но вот парадокс - за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива , подданные ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.
Следует отметить, что в этих странах не было ни войн, ни революций, не совершалось множества социальных экспериментов. Это происходило в условиях жесткой политической системы, отсутствовал парламент и конституция, а все полезные ископаемые принадлежали одной правящей семье:
- любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира;
- любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира;
- молодым семьям за
счёт государства
Особенность современной монархии – это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.
Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность, т.е. монархия, в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии.
Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности.
Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается».
Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Пример- Иордания. , долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима.Иорданское Хашимитское Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии. [20]
Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве, например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.
Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры Англии или Нидерландов.
Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.
Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. [21]
Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.
Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре. [22]
Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных:
1. «нетипичность»;
2. отсутствие абсолютизма среди европейских монархий;
3. наличие среди монархий принципа: «чем южнее монархия, тем более она абсолютна»;
4. наличие европейских демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы;
5. наличие института монарха, в монархиях Европы, как дани традициям;
6. возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях;
7. выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;
8. клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях;
9. монархический федерализм как фактор ограничения власти монарха;
10. фиктивность законодательных (законосовещательных) органов в ряде мусульманских монархий.
Данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.
Сегодня в мире 44 монархических
государств: от второй по величине в мире
Канады до крошечных Ватикана, Монако
или Бутана. То есть каждое пятое государство
мира. При этом среди 71 государства мира,
население которого живет «выше среднего»,
28 монархий – 39,5% или 64% монархических
государств. Среди пяти самых благополучных
государств мира 4 монархии: Норвегия,
Канада, Австралия и Дания. Среди десяти
самых благоприятных стран мира для ведения
бизнеса семь монархий: Новая Зеландия,
Канада, Норвегия, Австралия, Дания, Великобритания
и Япония.
По уровню жизни в среднем монархии
превосходят республики в 5 раз. Уровень
преступности в среднем по республиканским
странам в 5,5 раз выше, чем среди монархий.
Три наименее криминализированные страны
мира – монархии (Катар, Саудовская Аравия
и Япония), а среди 40 самых криминальных
стран мира только три монархии (Ямайка,
Таиланд и Папуа-Новая Гвинея). По уровню
развития инноваций первые три места в
мире занимают монархические государства.
В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Приложение 2.
Монархическая форма правления в настоящее время успешно развивается; примером тому служат монархические государства по всему миру, и эти государства являются одними из самых благополучных по уровню жизни населения, по степени криминальной обстановки в стране, по уровню развития и внедрения инноваций, по возможности ведения частного бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // СЗ РФ. – 2008. - №7. (С изм. и доп. на от 30 декабря 2008), Ст. 1113
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 октября 1994. №51 – ФЗ // CЗ РФ – 2009. (С изм. и доп. на 5 мая 2009 № 93-ФЗ.) Ст. 2283.
3. http://ru.wikipedia.org
4. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М.: изд-во Справочник, 1998.
5. Любич А.А., Будущее за монархией // Литературная газета. – 2009. – 11 сентября.
6. Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии // Москва. -2008. - № 4.
7. Теория государства и права: учебник, Матузов Н.И. - Малько А.В. 2004, 512с.
8. Теория государства и права: учебник, Под ред. Корельского В.М. - Перевалова В.Д. 2002, 2-е изд.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права, учебник для вузов.- Спб.: Питер 2006.- 510с
10. Клименко С.В. Основы государства и права, пособие для поступающих в юридические вузы, МГУ, Юрид. фак.- М.: Зерцало 2006.
11. Дементьев В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. – Ярославль, 2004.
12. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права. - М., 1997.
13. Проценко Ю. П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Волгоград, 2004.
14. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М.: изд-во Справочник, 1998.
15. История государства и права зарубежных стран: учебник, Милехина Е.В. 2002
16. Малько А.В., Теория государства и права, пособие для средн. спец. учеб. Заведений.- М.: Юристъ 2006.
17. Симонишвили Л.Р., Формы правления история и современность. - М.: Флинта, 2007.
18. Нерсесянц В.С. Теория права и государства краткий учебный курс.-М.: Норма, 2007.
19. Мухаев Р.Т. Политология, М.: Юнити-Дана, 2008
20. http://www.bibliotekar.ru/
21. http://technology2000.ru/
22. http://www.omen-center.ru/
Абсолютные монархии, с неограниченной властью монарха
Конституционные монархии, в которых монарх обладает законодательной властью
Конституционные монархии, в которых законодательная власть принадлежит парламенту