Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 02:21, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах. Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств: - парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Содержание
Введение………………………………………………………..……….……………3 Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ……...5 § 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5 § 2. Виды монархии……………………. ……………………………….……….6 Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ…...........................10 § 1. Общее понятие парламентарной монархии………………………………10 § 2. Парламентарная монархия в Великобритании…………………………...16 Заключение………………………………………………………………………….26 Библиография ……………
Московский Государственный
Индустриальный Университет
(ГОУ МГИУ)
Филиал ГОУ МГИУ в г.Сергиевом
Посаде МО
(СПФ ГОУ МГИУ)
Кафедра «Гражданско-правовых
дисциплин и правоохранительных органов»
Курсовая
работа
по дисциплине «Теория государства
и права»
на тему: «Парламентарная монархия»
Группа
2721
студент
_____________
Руководитель работы
Профессор, д.и.н.
_____________
Оценка работы ____________________
Дата
«___» _____________ 20__г.
Сергиев Посад
20__
Содержание
Введение………………………………………………………..……….……………3
Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРАВЛЕНИЯ……...5
§ 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5
§ 2. Виды монархии…………………….
……………………………….……….6
Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ
МОНАРХИИ…...........................10
§ 1. Общее понятие парламентарной
монархии………………………………10
§ 2. Парламентарная монархия
в Великобритании…………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….26
Библиография ………………………………….…………………….…………......28
Введение
Изучение формы правления государства
как одного из элементов формы государства
имеет важное значение, так как позволяет
более детально разобраться в происходящих
в государстве процессах, понять общие
закономерности возникновения и развития
различных социальных явлений.
В юридической литературе под
формой правления понимают элемент формы
государства, характеризующий организацию
верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения
с населением. В зависимости от положения
главы государства различают монархии
и республики.
Монархия (от греческого -единовластие)
— это форма правления, при которой власть
полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы — монарха
(короля, царя, шаха, императора и т. д.)
Цель курсовой работы заключается
в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной
монархии», так как эта форма правления
существует в большинстве высокоразвитых
и современных государствах.
Интерес к исследованию проблем
монархической государственности поддерживается
рядом следующих обстоятельств:
- парламентарная монархия —
конституционная монархия, в которой монарх
выполняет свои функции чисто номинально.
При парламентарной монархии правительство
ответственно перед парламентом, которому
принадлежит формальное верховенство
среди других органов государства.
- парламентарные монархии значительно
более распространены в современном мире
по сравнению с абсолютными и дуалистическими.
Среди монархий их подавляющее большинство.
Это — Великобритания, Япония, Канада,
Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия,
Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия,
Таиланд, Малайзия, Люксембург и др.
Для достижения поставленной
цели в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть сущность парламентарной
монархии;
- выявить признаки парламентарной
монархии;
- описать современную парламентарную
монархию на примере Великобритании.
Изучение правления в парламентарной
монархии позволяет уяснить, как в государствах
с данной формой правления создаются высшие
органы государства; какой принцип лежит
в основе взаимоотношений между высшими
и другими государственными органами;
как строятся отношения между населением
государства и верховной государственной
властью; в какой мере организация высших
органов государства позволяет обеспечить
права и свободы гражданина.
Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие и признаки
монархии
Форма правления рассматривается
как организация государства, включающая
в себя порядок образования высших и местных
государственных органов и порядок взаимоотношений
между ними. Формы правления в значительной
мере различаются в зависимости от того,
осуществляется ли власть одним лицом
или же она принадлежит коллективному
выборному органу. В первом случае имеет
место монархическая форма правления.
Во втором - республиканская.
При монархической форме правления
источником государственной власти, согласно
действующим законам, является монарх.
При республиканской -- выборный государственный
орган1.
Главная разница между монархией
и республикой заключается в следующем:
монархическая форма государства означает,
что власть в государстве принадлежит
высшему носителю государственной власти
на основе его собственного права.
В монархии монарху предоставлено
окончательное решение по всем важнейшим
государственным актам. Народ здесь не
обладает никакой властью, или обладает
ею в весьма малой степени. Народ в монархии
или вовсе устранен от управления, или
участвует в нем лишь в ограниченном объеме.
Иначе обстоит дело в республике. Под республикой
разумеется такая форма государства, где
власть принадлежит самому народу и только
ему. Здесь сам народ прямо или через посредство
избранных им представителей и управляет
государством и решает все важнейшие государственные
дела.
______________
1Марченко, М.Н. Теория государства
и права: учебник. / М.Н. Марченко.
Изд. 2-е. – М., 2009. – С. 300.
Таково главное различие между
монархическим и республиканским государствами.
Монархией (от гр. единовластие)
называется такое государство, в котором
верховная власть в стране сосредоточена
(полностью или частично) в руках единоличного
главы государства. Пост монарха обычно
передается по наследству от отца к старшему
сыну, реже к дочери или родственнику по
боковой линии, и ни один орган власти
не вправе повлиять на этот процесс2.
Основными признаками классической
монархической формы правления являются:
-существование единоличного
главы государства, пользующегося своей
властью пожизненно (царь, король, император,
шах)
-наследственный (согласно закону
о престолонаследии) порядок преемственности
верховной власти;
-монарх олицетворяет единство
нации, историческую преемственность
традиции, представляет государство на
международной арене;
-юридический иммунитет и независимость
монарха, которые подчеркивает институт
контрасигнатуры.
§ 2. Виды монархии
Многочисленные и весьма весомые
основания для подразделения монархий
дает сама жизнь. Применительно, например,
к монархии в качестве основных критериев
для ее классификации на различные разновидности
могут служить различная степень концентрации
власти в руках одного лица — монарха,
________________
2 Пиголкин, А.С. Общая теория
права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин.
Изд. 2-е. – М.,1996. – С. 69.
наличие или отсутствие конституционных
актов, оказывающих сдерживающее влияние
на проявление монархической власти, функционирование
в стране наряду с монархическими институтами
республиканских институтов в виде парламента
или других представительных органов3.
В свою очередь, монархии делятся
на абсолютные и ограниченные. В абсолютных
монархиях вся полнота государственной
власти — законодательной, исполнительной
и судебной — сосредоточена в руках монарха
(примером такой монархии может служить
Россия 17- 18 вв., Франция до революции 1789
г. и др.). Однако следует заметить, что
абсолютные монархии — категория исторически
ограниченная.
В абсолютистской монархии
нет разделения властей, монарх (реальный
глава государства) сосредоточивает в
своих руках все высшие полномочия государственной
власти. Он является единственным или
верховным законодателем — только по
его волеизъявлению нормативные установления
могут приобретать силу закона. Он является
верховным судьей, от его имени творится
правосудие, он обладает правом помилования.
Он назначает и смещает должностных лиц
исполнительной власти, перед ним ответственно
правительство. Абсолютный монарх подчиняется
законам в той мере, в которой он желает
им подчиняться. Законность, власть законов
— явление, характерное для республики;
для абсолютистской монархии характерно
правление людей — добрых и злых монархов,
справедливых или несправедливых, "грозных"
и "тишайших" и т.д4.
Как отмечалось выше, в абсолютных
монархиях не только население страны,
но и ни один орган государства, даже самый
высший, не вправе изменить _____________________
3 Марченко, М.Н.
Проблемы теории государства и права:
учебник. / М.Н. Марченко. – М., 2001. –
С. 185.
4 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей
теории государства и права: учебник для
вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004.
– С. 598-599.
выбор главы государства. Говоря
о конституционном закреплении формы
правления, следует отметить, что абсолютная
власть монарха опирается исключительно
на силу и поэтому какому-либо правовому
регулированию подвергнута быть не может,
поскольку любая попытка опереться на
закон означает ограничение власти, введение
ее в определенные рамки. Поэтому большинство
монархий приняли на вооружение теорию
божественного происхождения государственной
власти.
В настоящее время в мире осталось
только 6 государств, форму правления в
которых можно безо всяких условностей
назвать абсолютной монархией — это Бруней,
Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд,
а также Ватикан. В них власть безраздельно
принадлежит монарху.
В ограниченных монархиях власть
монарха ограничена выборным органом
— парламентом — либо особым правовым
актом — конституцией. В большинстве ограниченных
монархий налицо сочетание обоих способов
ограничения власти монарха — конституции
и парламента. Но, например, Великобритания
имеет парламент и не имеет конституции
в ее традиционном виде — в виде единого
писаного документа. Поэтому монархии,
ограниченные таким способом, принято
именовать парламентарными. Примерами таких
монархий являются многие европейские
государства — помимо названной выше
Великобритании также Бельгия, Дания,
Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение
в этих государствах монархии — дань традиции,
поскольку монарх в них выполняет чисто
номинальные, представительские функции,
а власть в стране принадлежит выборному
органу — парламенту. С другой стороны,
сохранение поста главы государства в
лице монарха является символом стабильности
этих государств, их уважения к историческому
прошлому и собственной государственности.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные
монархии действуют в виде дуалистических
монархий (например, в
Марокко, Иордании, Кувейте и др.). Их отличие
от парламентских состоит в сосредоточении
в руках монарха больших полномочий в
сфере государственной власти. Ему принадлежит
не только вся полнота исполнительной
власти, но и значительная часть власти
законодательной, выражающейся в праве
налагать абсолютное вето на законы, принятые
парламентом. Этот акт не позволяет закону
вступить в силу, зато монарх в дуалистической
монархии обладает неограниченным правом
на издание указов, подменяющих собой
законы либо имеющих даже большую нормативную
силу по сравнению с ними5.
В дуалистических монархиях
правительство формируется независимо
от партийного состава в парламенте и
не несет парламентской ответственности.
При данной форме правления власть носит
двойственный (дуалистический) характер.
Она юридически и фактически разделена
между правительством, формируемым и ответственным
перед монархом, и парламентом. Наследственный
монарх выражает интересы класса феодалов,
тогда как парламент представляет интересы
класса буржуазии. Существование дуалистической
монархии свидетельствует о слабости
буржуазии в данной стране, о вынужденном
делении ею государственной власти с феодалами.
Дуалистическая монархия существовала
в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в
Эфиопии, Иране и других странах. В настоящее
время такая форма правления практически
себя изживает6.
_______________________
5 Пиголкин, А.С. Общая теория
права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин.
Изд. 2-е. – М.,1996. – С. 71.
6 Марченко, М.Н. Общая теория
государства и права: академический курс.
Том 1. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е. – М., 2001. –
С. 290.
Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ
МОНАРХИИ
§ 1. Общее понятие
парламентарной монархии
Парламентарная монархия —
вид конституционной монархии, в которой
монарх не обладает властью и выполняет
только представительную функцию. При
парламентарной монархии правительство
ответственно перед парламентом, который
обладает большей властью, чем другие
органы государства (хотя в разных странах
это может различаться).
Но при этом в категорию монархий
попадают не только государства, в которых
реальная власть принадлежит монарху,
отделенному от подданных, но и номинальные
монархии, в которых у монарха нет реальной
власти; последние — это, как правило,
демократические государства, которые,
по сути, представляют собой республики.
Иное дело — парламентарная
монархия. Здесь монарх — номинальный
глава государства, т. е. такое должностное
лицо, у которого нет реальных полномочий
какой-либо ветви государственной власти.
"От имени" или "по поручению"
монарха фактические полномочия высших
органов законодательной и исполнительной
власти осуществляют парламент и образуемое
им правительство. Конституция формально
относит к компетенции номинального монарха
широкий круг вопросов, но монарх не вправе
регламентировать их самостоятельно.
В парламентарной монархии существует
институт контрасигнатуры, означающий,
что подпись монарха действительна лишь
при наличии подписи премьер-министра
или другого компетентного члена правительства.
В парламентарных монархиях,
являющихся наиболее распространенными
формами монархии в настоящее время, правительство
формируется партией, получившей во время
всеобщих выборов большинство голосов
в парламенте, или партиями, располагающими
в нем вместе большинством голосов. Лидер
партии, обладающей большинством депутатских
мест, становится главой правительства.
Парламентарная монархия отличается тем,
что статус монарха формально и фактически
ограничен во всех сферах осуществления
государственной власти. Власть монарха
является весьма ограниченной во всех
сферах государственной жизни и деятельности,
и прежде всего в законодательной и исполнительной.
Причем ограничение это имеет не формально-юридический,
а фактический характер. Законодательная
власть полностью принадлежит парламенту.
Исполнительная — правительству, которое
несет ответственность за свою деятельность
перед парламентом. Господствующие слои
рассматривают конституционную монархию
как своего рода резервное средство воздействия
на остальные слои населения, как дополнительное
средство защиты своих интересов в случае
предельного обострения социально-классовых
конфликтов. Парламентарные монархии
в научной литературе зачастую именуют
конституционными монархиями.