Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 02:21, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах. Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств: - парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Содержание
Введение………………………………………………………..……….……………3 Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ……...5 § 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5 § 2. Виды монархии……………………. ……………………………….……….6 Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ…...........................10 § 1. Общее понятие парламентарной монархии………………………………10 § 2. Парламентарная монархия в Великобритании…………………………...16 Заключение………………………………………………………………………….26 Библиография ……………
При конституционной монархии
законы принимаются парламентом и утверждаются
монархом. Однако данная прерогатива монарха,
также как и большинство других его полномочий,
имеет формальный характер. В силу сложившейся
политической практики и конституционных
обычаев монарх, как правило, не отказывается
в подписании принятых парламентом законопроектов7.
Правительство, согласно конституционным
положениям, несет ответственность не
перед монархом, а перед парламентом. Существование
парламентарной монархии является свидетельством
полной победы буржуазии над феодалами
в данной стране. В настоящее время парламентарная
монархия существует в
__________________
7 Корельский В.М. Теория государства
и права: учебник для юр. вузов и факультетов.
/ В.М. Корельский; под ред. В.Д. Перевалова.
– М.,1997. – 180 с.
Великобритании, Бельгии, Голландии,
Дании, Швеции, Японии, Австралии, Испании,
Норвегии и ряде других высокоразвитых
в промышленном отношении капиталистических
стран.
В монархии парламентарной
власть также делится между монархом и
народным представительством. Но тогда
как в конституционной монархии власть
монарха гораздо обширнее прав парламента,
здесь наоборот — власть народного представительства
и фактически, и, пожалуй, юридически, более
обширна, чем власть монарха. Известная
поговорка: «Король царствует, но не управляет»
вполне применима к парламентарной монархии.
В ней судьбами страны заведует парламент.
Управление также сосредоточено преимущественно
в руках последнего. Таково общее и главное
отличие парламентарной монархии от других
видов последней.
Эта общая черта проявляется
прежде всего в том, что в парламентарной
монархии министры фактически намечаются
самим народным представительством
в лице большинства парламента.
Утверждение короля требуется
лишь в качестве простой формальности.
Этот факт весьма важен. Дело обычно происходит
так. Палата депутатов делится на партии.
Та партия, которой принадлежит большинство
депутатов, обычно намечает своего сочлена
в качестве главного министра. Король
этому намеченному кандидату предлагает
принять на себя пост главного министра
и составить весь кабинет министров, т.
е. пригласить в качестве остальных министров
тех лиц обычно из той же партии парламентского
большинства, кого главный министр пожелает.
Приглашенные, раз они приняли предложенные
им министерские портфели, становятся
министрами и составляют все вместе единый
согласованный и ответственный перед
народом кабинет министров. Этот-то кабинет,
составленный из членов парламентского
большинства, и является вместе с парламентом,
фактическим правительством страны, Король
только утверждает для формы то, что делается
этими министрами. Из сказанного видно,
что здесь положение вещей иное, чем в
конституционной монархии. Там министров
по своему произволу назначает монарх,
не спрашивая согласия народных представителей;
здесь министры определяются самим парламентом
из тех партий, которые составляют в парламенте
большинство. В конституционной монархии
они ответственны перед монархом, в парламентарной
— перед парламентом. В первой — увольнение
министров зависит исключительно от монарха,
в парламентарной — от народного представительства.
Ответственность министров здесь двоякая.
Прежде всего всякий министр подлежит
суду за какое-либо преступление. Но помимо
этой общей ответственности, существующей
и в конституционной монархии, есть иная,
политическая ответственность министров
в целом. Она состоит в том, что весь кабинет
министров совокупно, как одно целое, отвечает
перед парламентом за целесообразность
мер каждого отдельного министра. Парламенту
при этой форме правления обычно принадлежит
право запросов к правительству. Министры
обязаны давать ответы на каждый запрос.
Если ответ правительства будет признан
парламентом неудовлетворительным, министерство
обязано немедленно подать в отставку.
То же происходит и тогда, когда палата
депутатов отвергает тот или иной законопроект,
предлагаемый кабинетом министров. Короче
говоря, всякое министерство в парламентарной
монархии остается у власти лишь до тех
пор, пока за ним имеется большинство палаты
депутатов. Как только этого большинства
у него нет, что выражается в форме признания
большинством палаты той или иной меры
правительства нецелесообразной или в
форме отклонения министерского законопроекта,
или в виде выражения недоверия палаты
министерству — Весь кабинет обязан подать
в отставку и уступить место новому министерству,
составляемому опять-таки из членов большинства
палаты и опирающемуся на поддержку этого
большинства.
Такова сущность политической
ответственности министров и система
назначения и увольнения их в парламентарной
монархии. Как видим, роль короля здесь
ничтожна. Назначает и увольняет министров
фактически не король, но народное представительство.
Этот порядок остроумно выразил отец нынешнего
короля Бельгии в своем разговоре с императором
Александром III.
Рассказывают, что последний
просил бельгийского короля указать ему,
в чем заключаются положительные стороны
парламентаризма. На этот вопрос бельгийский
король коротко ответил: «Парламентаризм
хорош тем, что когда у моего министра
есть большинство в парламенте, я иду спокойно
гулять. Если же этого большинства у него
нет, я посылаю его гулять, т. е. он подает
в отставку». Таково основное отличие
парламентарной монархии от конституционной.
Парламент здесь не только законодательствует,
но и управляет страной, прежде всего,
тем, что он сам определяет состав министров
и линию их политики, во-вторых, он же целиком
ведает и всеми остальными отраслями управления,
начиная с вопросов финансовых и кончая
вопросами войны и мира. Без его участия,
а тем более вопреки его воле, король не
может совершить никакой важный государственный
акт. Недалеко поэтому от истины изречение
одного английского писателя, гласящее:
«Парламент может все сделать. Он не может
только превратить мужчину в женщину и
женщину в мужчину»8.
Из сказанного ясно преимущество
парламентской монархии перед конституционной.
В первой народ, в лице своих представителей,
имеет несравненно больше власти, чем
во второй. В первой невозможны те злоупотребления
монарха и его правительства, которые
обычны в конституционной монархии. Здесь,
при каждом расхождении воли короля с
волей парламента, последний имеет в своих
руках ряд мер, посредством которых он
может добиться осуществления своего
желания.
_____________________
8 Хропанюк, В.Н. Теория государства
и права: хрестоматия. / В.Н. Хропанюк; под
ред. Т.Н. Радько. – М., 1998. – С. 242-244.
Мудрено ли поэтому, что ряд
государств, перейдя от монархии неограниченной
к монархии конституционной, не останавливаются
на последней, а переходят к парламентарной
монархии, как к более лучшей форме государственного
устройства. В настоящее время лучшим
образцом парламентарной монархии является
Англия. В этой стране путем постепенного
развития утвердились описанные черты
парламентаризма.
Указывая в предыдущем на огромную
власть парламента в таком государстве,
нельзя не подчеркнуть, с другой стороны,
и того, что кое-какое значение здесь все
же продолжает сохранять и король. Отметим
из его прав два права, часто встречающиеся
в парламентарной монархии. Одно из них
заключается в праве роспуска королем
парламента и назначении новых выборов.
В тех случаях, когда король и его министры
предполагают, что их политика, несмотря
на неодобрение ее парламентом, не расходится
с мнением самого народа, король может
распустить парламент и назначить новые
выборы. Этот роспуск представляет как
бы новый опрос страны: если последняя
поддерживает мнение распущенного парламента,
она снова выбирает тех же депутатов, если
же страна согласна с мнением короля, —
она выберет депутатами новых лиц, которые
примыкают к политике короля. Таково это
право монарха и таково его общественное
значение.
Второе полномочие короля, встречающееся
часто в конституционной, реже в парламентарной
монархии, заключается в его праве накладывать
свой запрет (вето) на тот или иной законопроект
палаты. Для того, чтобы какое-либо требование
народных представителей стало законом,
юридически и здесь требуется согласие
монарха. Но если бы монарх имел право
без ограничения защищать законопроекты,
то ни одно положение парламента не могло
бы получить силу. Чтобы этого не случилось,
жизнь установила правило, согласно которому
монарх может ставить свое вето (запрет,
несогласие) на тот или иной законопроект
лишь ограниченное число раз, например,
от одного до трех раз. Если, скажем, палата
депутатов одобрит какой-либо проект,
то король один раз может его остановить.
Но если палата и второй раз снова одобрит
его, он уже не может быть остановлен королем.
Согласен последний или нет, законопроект
все равно становится законом.
Такое правило, конечно, весьма
важно. Если бы его не было, монарх по-прежнему
мог бы тормозить всю работу народных
представителей. Чтобы этого не случилось,
жизнь и ввела такие ограничения.
Из сказанного видно, что лучшим
видом монархического образа правления
является так называемая парламентарная
монархия.
§ 2. Парламентарная
монархия в Великобритании
Великобритания — парламентарная
монархия во главе с королевой. Законодательный
орган — двухпалатный парламент (Монарх
+ Палата общин и Палата лордов - так называемая
система King (Queen) in Parliament). Парламент является
высшим органом власти на всей территории,
несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе
и Северной Ирландии собственных управленческих
административных структур. Правительство
возглавляет монарх, непосредственное
управление осуществляется премьер-министром,
назначаемым монархом, который, таким
образом, является председателем Правительства
Его (Её) Величества.
Отличительной характеристикой
является отсутствие какого-либо единого
документа, который можно было бы назвать
основным законом страны, не существует
письменной Конституции, более того, не
существует даже точного перечня документов,
которые бы относились к Конституции.
Вместо Конституции существует Великая
хартия вольностей, созданная в средние
века и определяющая права жителей страны.
Отношения между народом и правительством
регулируются законодательными актами,
неписаными законами и конвенциями9.
Британская Конституция - Конституция
неписаная, акт которой был официально
провозглашен основным законом, в Великобритании
не существует. Неписаная же Конституция
Великобритании состоит из трех категорий:
1. норм статутного права;
2. норм case Law (прецедентного
права );
3. норм, представляющих собой
не что иное, как конституционные
обычаи.
Британское государство, официально
именуемое Соединенным Королевством Великобритании
и Северной Ирландии,- государство унитарное.
В состав этого государства входят 4 историко
- географических района, имеющих некоторые
особенности в системе управления,- Англия,
Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.
Монарх в Великобритании - это
Королева (Король) - глава государства
и формально источник суверенной власти.
Престолонаследие, согласно
Акту 1701 г., определяется по кастильской
системе, в соответствии с которой трон
передается старшему сыну умершего или
отрекшегося монарха, а при отсутствии
сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась
нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая
к Виндзорской династии: у ее отца Георга
VI не было сыновей. При этом монарх должен
быть протестантом и не может состоять
в браке с католиком. Он имеет право отречься
от престола в пользу своего близкого
родственника, и в этом
_______________
9 Малько, А.В. Конституционное
право зарубежных стран: учеб.-метод. комплекс.
/ Под ред. А.В. Малько. – М.: Норма, 2004. С.
225.
случае его потомки по прямой
линии теряют право на наследование трона.
Так произошло с Эдуардом VII, который в
1936 г., чтобы жениться на американке-католичке,
отрекся от престола в пользу своего брата,
ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью
и является царствующая Королева. Она
- 42-й английский монарх и 6-я Королева.
Монарх может изменить порядок
престолонаследия и сам определить, кто
из его потомков будет наследовать трон.
В частности, Елизавета II в связи с неудачной
семейной жизнью своего старшего сына
- первого наследника престола - подумывает
о том, чтобы назначить в качестве такового
старшего внука или младшего сына.
Первым наследником престола
считается старший сын царствующего монарха.
Он носит титул принца Уэльского. Существует
и возможный наследник (наследница), например,
младший (следующий по возрасту за первым
наследником) сын или старшая (единственная)
дочь монарха.
Супруг Королевы монархом не
является. Ему как принцу - консорту присваивается
титул принца Эдинбургского. Супруга Короля
именуется королевой, однако полномочий
монарха не имеет.
В британских официальных документах
и доктринальных произведениях институт
монарха часто обозначают термином «Корона».
Полномочия монарха можно подразделить
на две группы: прерогативные и статутные.
Большинство полномочий существует в
форме прерогативы Короны, т. е. его как
бы прирожденных исключительных прав,
не производных от решений парламента.
Королевскую прерогативу можно разделить
на личную и политическую10.
______________
10 Свободная энциклопедия
«Википедия». (Дата обращения 16.04.2011.).
Личная прерогатива охватывает
право на атрибуты монаршей власти: корону,
мантию, трон, скипетр и державу, титул,
в котором перечисляются владения монарха,
указывается божественное происхождение
его власти. Официальный титул Королевы
Великобритании звучит так: «Ее Величество
милостью Божией Королева Соединенного
Королевства Великобритании и Северной
Ирландии и других подвластных ей государств
и территорий, глава Содружества, защитница
веры». Личная прерогатива включает также
право на королевский двор и цивильный
лист (в 1995 г. выплаты по нему составили
7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная
прерогатива включала и освобождение
от уплаты налогов, однако в начале
90-х гг. Елизавета II добровольно от этого
сказалась. Отказалась она и от специальных
самолетов и пользуется теперь рейсовыми.
В связи с политической прерогативой
следует указать, что монарх является
составной частью парламента наряду с
обеими палатами. Однако заседания палат
без специального приглашения королева
посещать не может. Единственное исключение,
вытекающее из королевской прерогативы,
состоит в том, что именно королева открывает
каждую осень очередную сессию парламента,
выступая на совместном заседании палат
с подготовленной правительством тронной
речью. В ней излагается очередная программа
правительства.
Прерогатива включает и право
королевы распускать палату общин.
Формально монарх обладает
весьма обширными полномочиями, но фактически
его личная власть ограничена, и притом
не столько законодательными актами, сколько
нормами прецедентного права и конституционными
обычаями. Каждый билль (закон), после того
как завершено рассмотрение его в палатах
парламента, передается на подпись монарху.
Но последний случай отказа биллю в королевской
санкции имел место в 1707 г. По существу,
с того времени сложился обычай, обязывающий
монарха подписывать все поступающие
к нему билли.
Король (королева) созывает
и распускает парламент, назначает и освобождает
от должности министров и других высших
должностных лиц, является главой исполнительной
власти, заключает и ратифицирует международные
договоры, осуществляет право помилования
и т.д. Король также является главой государства
бывших британских доминионов - Канады,
Австралии и Новой Зеландии.
Однако по своему усмотрению
монарх не может осуществлять ни статутные,
ни прерогативные полномочия. Это не значит,
что королева не играет никакой роли в
осуществлении государственной власти.
Хотя она сама не решает почти никаких
государственных дел, она может влиять
на решения, принимаемые должностными
лицами британского государства. Ныне
управление государством осуществляется
от имени королевы правительством Ее Величества.
В прецедентном праве Великобритании
есть норма, согласно которой «король
не может быть не прав». Практически это
означает, что монарх не несет ответственности
за акты, изданные от его имени, - ответственными
считаются министры, скрепившие их своими
подписями. Королева осуществляет принадлежащие
ей полномочия не иначе, как по «совету»
(предложению) соответствующих министров.
Она не может даже присутствовать на заседаниях
кабинета министров, но получает регулярную
информацию о принятых им решениях.
Королеве оказывает содействие
Тайный Совет, с которым она консультируется.
Кабинет - возник в конце XVII в. как комитет
Тайного совета монарха. Тайный совет
состоит из членов королевской семьи,
архиепископов, министров и почетных членов,
насчитывая более 420 человек. В полном
составе он собирается в особо торжественных
случаях, а вообще кворум в нем составляют
три члена. Формально существуя как совещательный
орган при монархе, Тайный совет созывается
на заседания по решению Королевы чаще
всего в случаях принятия ею актов, имеющих
юридическую значимость: прокламаций
в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации
принимаются по вопросам объявления войны
и заключения мира, созыва парламента,
объявления перерыва в его работе и роспуска
палаты общин. По другим вопросам издаются
приказы в Совете, которые доктриной подразделяются
на законодательные, исполнительные и
судебные.