Патриотизм и космополитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, реферат

Краткое описание

Либералы-западники всеми силами стремятся «сломать цивилизационное ядро России», превратить самобытную русскую цивилизацию с тысячелетней историей в «этнографический материал». Основную причину такой позиции объяснил историк М. Гефтер, утверждавший, что ни «либерализация», ни «демократизация» России невозможны без трансформации её этнического сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

ПАТРИОТИЗМ сокр..docx

— 44.35 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Чувашский государственный университет  имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО ЧГУ им. Ульянова)

 

Электротехнический  факультет

Кафедра АЭТУС

  

Реферат  
на тему:

«Патриотизм и космополитизм»

 

 

                                                                                         

 

                                                                                          Выполнил: студент

  группы ЭТ-51-12

  Яганов Валерий Юрьевич

  Принял: ассистент Зотиков А.В.

 

                                                                                    

                                                                                        

 

 

 

Чебоксары – 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МНОГОВЕКОВАЯ  ТРАДИЦИЯ

Либералы-западники  всеми силами стремятся «сломать цивилизационное ядро России», превратить самобытную русскую цивилизацию  с тысячелетней историей в «этнографический материал». Основную причину такой  позиции объяснил историк М. Гефтер, утверждавший, что ни «либерализация», ни «демократизация» России невозможны без трансформации её этнического сознания. Но его деформации препятствуют традиции - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы. В жизни народов традиции играют огромную роль. Общепризнано чрезвычайное почтение к традициям у британцев, для которых они порой превыше всего. Евреи как нация сохранились в результате того, что в своих семьях настойчиво воспитывали у детей преклонение перед еврейскими национальными традициями.

Когда западники  стремятся перекорёжить русское  самосознание, разрушить выработанные народом традиции, то делают ставку, прежде всего, на то, чтобы лишить нас  патриотизма - одной из главных ценностей  нашей культуры. В.И. Ленин писал: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями  обособленных отечеств».

В Великую  Отечественную войну стало особенно ясно, что может действенно помочь разгромить врага то лучшее, что  есть в русском национальном характере, в том числе традиции русской  армии. Но этот бесспорный факт наши идейные  оппоненты искажают и извращают. Так, Ж. Медведев заявил: в тяжёлое  время войны Сталин и его сподвижники  «поняли, что ни «советский патриотизм», ни Красная Армия не смогут обеспечить победу над немецкой армией, пропитанной  духом немецкого «расового национализма».

В свою очередь  нынешние либералы заявляют, что «для войны с могущественным внешним  врагом коммунистическая идея бессильна, нужна идея национальная, русская... «Вождь народов» хитро решил, что  советское надо представить как  русское». К. Азадовский и Б. Егоров осудили Сталина за то, что во время войны он «открыто заигрывал с русским народом, демонстрируя свой патриотизм, скорее, русский, нежели классово-советский». Коммунистическая идея была отнюдь не бессильной, но её воздействие дополнялось, расширялось идеей русского патриотизма, что было чрезвычайно важно в суровые годы Отечественной войны.

После Октябрьской  революции был период, когда считалось  ненужным всё, что связано со старым общественным строем. В 20-е годы не изучалась  в школе история. Луначарский  в статье «Просвещение и революция» наставлял: «Преподавание истории  в направлении сознания народной гордости, национального чувства  должно быть отброшено». Поэт Д. Алтаузен в 1930 году сожалел о том, что Минину и Пожарскому «случайно... не свернули шею», и заявлял: «Подумаешь - они спасли Рассею! А может, лучше было б не спасать?»

Неистовое горе - «интернационалисты» зачёркивали исторические достижения дореволюционной России, искореняли патриотические чувства в нашем народе, пытались воевать с национальными традициями в литературе и искусстве. Лучших деятелей русской культуры они нередко обвиняли в великодержавном шовинизме. Защитники национальных традиций в те годы оттеснялись от руководства театрами и творческими союзами.

Но небывало махровым цветом антирусские мотивы стали навязываться, когда государство  захватили либералы-западники. Так, в учебнике «История русской литературы ХХ века (20-90-е гг.)» под редакцией  Кормилова констатируется, что «тема России... после смерти Есенина вообще надолго ушла», но не говорится, почему так случилось. Напомню: главной бедой своих собратьев по поэзии Есенин считал то, что у них «нет чувства родины». В 1914 году он писал: «Ой ты, Русь моя, милая родина», а через 10 лет он так говорил о своём предназначении:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким

«Русь».

Всё творчество Есенина пронизано благоговейным  отношением к России. Гонители русской  культуры издевательски называли его  кулацким бардом, яростно преследовали его поэзию, стремились не допустить  её к широкому читателю. В 1923 году Есенина, а также поэтов С. Клычкова и А. Ганина безо всяких оснований обвинили в антисемитизме. А. Безыменский на VI съезде Советов СССР объявил «стихотворными мертвецами» «кулацких поэтов типа Клюева и Клычкова» и разглагольствовал в победном раже: «Успехи наши, успехи Союза ССР будут измеряться степенью ликвидации образа того врага, который заключает в себе понятие «Рассеюшка-Русь»:

«Рассеюшка-Русь»

повторяю я снова,

Чтоб слова такого

не вымолвить ввек.

«Рассеюшка-Русь» -

растреклятое слово

Трёхполья, болот

и мертвеющих рек.

 

ВАЖНЕЙШАЯ СОВЕТСКАЯ ЦЕННОСТЬ

В середине 30-х годов эта тенденция стала  получать действенный отпор. Политбюро  ЦК ВКП(б) взяло курс на признание традиционных достижений русской культуры, на восстановление ряда ценностей дореволюционного прошлого. 14 декабря 1936 года в постановлении Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР пьеса Д. Бедного «Богатыри» была оценена «как чуждая советскому искусству», так как «огульно чернит богатырей русского былинного эпоса в истории русского народа, Киевской Руси». В принятом в 1937 году постановлении правления Союза советских писателей унижающие Россию стихотворения были названы политически вредными. В парижской газете «Последние новости» от 20 мая 1937 года Г. Адамович заметил: «Несколько лет назад любовь к отечеству не входила в число непременных обязанностей советского гражданина. Теперь патриотизм - именно обязанность».

В 1938 году вышел  на экраны патриотический фильм о  победе Александра Невского над немецкими  рыцарями в 1242 году на Чудском озере, в 1937-1939 годах был создан фильм  «Пётр Первый», в 1939 году - «Минин и  Пожарский». Видный деятель партии кадетов П. Милюков подчеркнул в 1939 году: «Сталин является гениальным политиком, поскольку он прочувствовал  одну важнейшую вещь для любого политика: Сталин вернул Россию в русло традиционного  общества». 20 апреля 1941 года Г. Димитров записал высказывание Сталина: «Теперь  на первый план выступают национальные задачи для каждой страны». Огромная заслуга Сталина состоит в  том, что он соединил воедино силу социалистической идеологии и народный и государственный патриотизм.

М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, А. Фадеев, А. Твардовский, М. Исаковский, Д. Бедный, А. Ахматова, И. Эренбург, А. Прокофьев, А. Сурков, Н. Рыленков, К. Симонов и другие видные мастера слова обращались в годы Великой Отечественной войны к героическим страницам национальной истории. Они писали о России с восхищением и верой в её могучие силы и возможности. Шолохов высоко ценил А. Толстого за то, что он, «писатель большой русской души и разностороннего яркого дарования... находил простые, задушевные слова, чтобы выразить свою любовь к советской отчизне, к её людям, ко всему, что дорого сердцу русского человека». В то время наполнились новыми красками понятия «патриотизм», «Родина».

Национальный  пафос ярко отразился и в заглавиях  произведений: «Русский характер», «Русские воины», «Русская сила», «Разгневанная Россия», «Откуда пошла русская земля» А. Толстого, «Слава России» Л. Леонова, «Русской женщине» М. Исаковского, «Россия» А. Прокофьева, «Русские люди» К. Симонова, «Мы - русский народ» Вс. Вишневского, «Иван Никулин - русский матрос» Л. Соловьёва и др. В те годы были изданы сборники «Русские народные песни», «Русские поэты о Родине», брошюра Н. Пиксанова «Русская художественная литература о всенародной борьбе с Наполеоном», исследование В. Грекова «Борьба Руси за создание своего государства», Д. Лихачёва «Оборона древнерусских городов», работы А. Еголина «Величие русской литературы», «Патриотизм Пушкина», «Некрасов и Родина».

Во время  войны отметили 700-летие победы Александра Невского на льду Чудского озера в 1242 году. Об этой знаменательной победе 5 апреля 1942 года опубликовали статьи «Правда» («К 700-летию Ледового побоища») и  «Труд» («Славные традиции русского оружия»).

Ж. Медведев заявил, что «уже в августе или  в начале сентября 1942 года Сталин резко  изменил курс всей внутренней политики, начав восстановление российских исторических традиций, в первую очередь в армии». В качестве доказательства этой мысли  он утверждает: «Были восстановлены  традиционные российские воинские звания: сержант, лейтенант, капитан, майор  и полковник». Но перечисленные звания были введены ЦИК и СНК СССР ещё 22 сентября 1935 года, а генеральские и адмиральские - в 1940 году. Возвращение  к ряду атрибутов русской армии  Ж. Медведев посчитал за националистические реформы, дав им негативную оценку.

Важную грань  идеологической атмосферы военного времени выявляет решение, принятое 13 января 1944 года исполкомом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся: «Ввиду того, что прежние наименования некоторых улиц, проспектов, набережных и площадей Ленинграда тесно связаны с историей и характерными особенностями города и прочно вошли в обиход населения, в силу чего лучше обеспечивают нормальные внутригородские связи, Исполнительный комитет Ленинградского Совета депутатов трудящихся решает восстановить наименования ряда улиц, проспектов, набережных и площадей города». Наименования «Проспект 25 Октября», «Улица 3 июля», «Проспект Красных командиров» и другие были заменены прежними названиями: «Невский проспект», «Садовая улица», «Измайловский проспект».

С КОСМОПОЛИТИЗМОМ НЕСОВМЕСТИМ

В основе патриотизма  лежит любовь к своему Отечеству, историческое право народа на сохранение своей национальной и государственной  самобытности. Фадеев в 1943 году отмечал, что тогда некоторые деятели  культуры недостаточно осознавали, почему заострялся «вопрос о национальной гордости русского народа», что среди  известных кругов интеллигенции  было «ещё немало людей, понимающих интернационализм в пошло-космополитическом духе... Мне кажется, что Эренбург не вполне, однако, понимает всего значения национального  вопроса в области культуры и, сам того не замечая, противопоставляет  всечеловеческое значение подлинной  культуры её национальным корням».

Д. Самойлов писал 6 сентября 1944 года С. Наровчатову о своих разногласиях с К. Симоновым: «Наше отличие от него настолько принципиально, что идейного сближения я не предвижу. Суть в том, что Симонов за Россией не видит Революции. Для нас Россия есть воплощение Революции». Несколько позже он подчеркнул: «Мы гордимся Россией за то, что она породила коммунизм, а не за то, что русский квас лучше мюнхенского пива». Выдающееся прошлое России, её великие достижения в культурном, литературном, духовном развитии за многие века своей истории для него слишком мало что значат. Космополитический настрой привёл Самойлова к тому, что он оказался не способен видеть ни России, ни лучших традиций её народа.

В одном из писем военных лет Исаковский с горечью сообщил Твардовскому о вечере, устроенном в Чистополе  поэтами С. Кирсановым, Б. Пастернаком  и другими «классиками». «Мне, - пишет  он, - было сказано, что поэты будут  читать на вечере «ранние стихи». Таковыми должен быть представлен и я. И  как-то в голову сразу не пришло, в чём тут дело. А дело было в том, что «ранними стихами» люди пытались отгородиться от современности, от войны. Это я особенно остро почувствовал на самом вечере. Публика тоже подбиралась «подходящая». Некоторым весьма замысловатым поэтам она аплодировала вовсе не потому, что понимала прочитанное, а потому, что это прочитанное было не теперешним и пр. Но так или иначе пришлось выступить и мне. И тут я с горечью вспомнил тот анекдот, который ты рассказал про себя. А именно: одна девушка спросила свою подругу, знает ли она стихи Твардовского? И та ответила, как же, мол, знаю, - «это тот, что пишет про хомуты и вожжи». Так было и со мной. Я ведь тоже пишу про «хомуты», и я почувствовал, что здесь, среди «изящных словес» мои хомуты и оглобли никому не нужны, что выступал я зря. Ушёл я домой крайне огорчённый».

Как оценить  эту «прохладцу», с какой относились некоторые «классики» к изнурительно страшной борьбе, какую вёл, истекая  кровью, наш народ с врагом во время войны? Дело в том, что в  советской литературе были деятели, которые придерживались космополитических  позиций (когда интернационализм лишается патриотического чувства, он превращается в космополитизм), пренебрежительно относились к русским писателям, не проявляли бережного отношения  к их национальным чувствам.

А. Андрюшкин  объяснял громадные достижения России советского периода тем, что в  ней «сильной оставалась интернациональная, общечеловеческая сторона социализма», а «сам советский социализм... отвергал российскую традиционность». Вывод однозначен: ничего хорошего нет в традиционных формах русской жизни. Для либералов типа Е. Добренко космополитизм является «признаком социального здоровья нации, крепости её демократических институтов, реального приоритета общечеловеческих ценностей над узконациональными». Заботу о судьбе русской нации, её физическом и нравственном здоровье нынешние либералы считают проявлением великодержавного шовинизма.

Патриотизм  означает, что человек, любя Родину, может поступаться своими интересами ради её благополучия, ощущает единство со своими предками, чувствует персональную ответственность за судьбу своего народа, глубоко уважает его святыни  и традиции. Когда патриотизм лишается национального начала, он приобретает  черты космополитизма. Космополитизм — идеология (теория), мировоззрение и политическая практика мирового гражданства и мирового государства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.  Если же в патриотизме отсутствует интернациональная составляющая, то он превращается в крайние формы национализма (идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе) и в конечном счёте - в шовинизм  (идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов).

Информация о работе Патриотизм и космополитизм