Перспективы развития электронного правительства в РФ, инновации в сфере предоставления государственных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление возможных путей развития Административной реформы в части электронизации и информатизации процесса оказания государственных услуг.
Для достижения этой цели нашей задачей будет проанализировать эволюцию Административной реформы в Российской федерации и выявить на этом основании тренд развития инновационных подходов к формированию системы предоставления государственных услуг и выбрать наиболее, на наш взгляд, оптимальные из них.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
3. Административная реформа 2006-2010 годов 5
4. Административная реформа 2011-2013 годов 10
5. Выявление общих тенденций развития административной реформы и дальнейших направлений развития. Проблема интернетизации процесса оказания государственных услуг 15
6. Заключение. Выводы и предложения. Инновации и технологии будущего как логичное продолжение административных реформ. 19
7. Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития эл. правительства.docx

— 52.43 Кб (Скачать файл)

- организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах.

Как мы можем видеть из перечня  целей, тренд реформы сместился  от общих принципов оптимизации, стандартизации и информатизации процессов управления к более частным задачам и целям. Опять же, рассмотрим те из них, что, по мнению автора, наиболее соответствуют тематике рассматриваемой нами проблеме, более подробно.

Сразу оговоримся, что процесс  достижения всех перечисленных целей включает в себя, в той или иной степени, и инновационные процессы, но, т.к. нам в первую очередь интересны именно перспективы информатизации в общем, и уже потом их влияние на достижение каждой из вышеизложенных целей, на большинстве из них мы остановимся лишь вкратце.

  1. Совершенствование систем лицензирования и аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

Первые пять целей мы для  удобства объединим в единый блок, т.к., как считает автор, они являются частью единого процесса по улучшению условий для предпринимательской и профессиональной деятельности.

Унификация процедур лицензирования и аккредитации, их упрощение, вплоть до перехода на уведомительный характер- с сохранением за государством функции  контроля (надзора) за соблюдением требований в процессе осуществления предпринимательской деятельности- перекликаются с третьей целью. То есть с общим совершенствованием системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

Механизмы саморегулирования  же- это довольно небезуспешная попытка  государства максимально удалиться  из процесса самоуправления в предпринимательской  среде, тем самым создав лучшие условия  для развития бизнеса, но при этом обеспечив определенный уровень надзора и контроля. С его помощью была создана своеобразная альтернатива государственному лицензированию, что способствовало значительному снижению административных барьеров в части получения предпринимателем или высококвалифицированным специалистом допуска на рынок.

Проблема дальнейшего  совершенствования данного механизма  достаточно четко прописана в  концепкии-2011:

«Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения властных полномочий органов государственной власти и административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности отдельных отраслей экономики создает обременительные условия для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых организаций (вступительные, членские и целевые)».

Если подытожить анализ целей  первого выделенного нами блока, то основной проблемой, предполагаемой в нем к решению, является установление оптимального равновесия между свободой предпринимательской, профессиональной деятельности и необходимой долей государственного контроля (надзора).

  1. Второй блок целей, сформулированных в концепции-2011, касается оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), мониторинг их качества и доступности, а также совершенствования сети МФЦ и применения принципа «одного окна».

 Если ранее мы ограничивались общим обзором разных аспектов административной реформы, на данном блоке мы остановимся поподробнее.

Собственно, этот блок является непосредственным продолжением знакомого  нам по концепции-2005 (к реформе 2006-2010 гг) тренда на общую оптимизацию самого процесса оказания государственных услуг и выполнения государственных функций. Первый блок концепции-2011 в данном случае- лишь частное проявление того же тренда, касающееся непосредственно предпринимательской и профессиональной деятельности.

Общие задачи оптимизации  процесса предоставления государственных  услуг в концепции-2011 сформулированы следующим образом:

«Предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в многофункциональных центрах по принципу "одного окна", и в электронной форме подлежит регламентации, включению в соответствующие реестры и оптимизации их предоставления (исполнения).

На федеральном уровне сформирован и поддерживается в  актуальном состоянии перечень государственных  услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными  фондами (содержит около 850 полномочий). Указанный перечень размещен в качестве классификатора в федеральном реестре  государственных услуг (функций) и  корректируется в соответствии с  изменениями нормативной правовой базы. Перечень является основой планирования, реализации и оценки эффективности  мероприятий по оптимизации государственных  услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти.

При этом указанный перечень включает только государственные услуги, а также функции по осуществлению  государственного и муниципального контроля и надзора, которые подразумевают  непосредственное взаимодействие государственных  органов с гражданами и организациями.

Субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования  также должны провести работу по формированию и ведению соответствующих перечней предоставляемых (исполняемых) государственных  и муниципальных услуг (функций). Для содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления разработаны примерные перечни  предоставляемых (исполняемых) услуг (функций), которые содержат 116 региональных и 65 муниципальных услуг и могут уточняться и детализироваться.

Кроме того, необходимо разработать  проект нормативного правового акта, устанавливающего четкое разграничение  понятий "государственная функция" и "государственная услуга"»3.

Таким образом, основными задачами, планируемыми к решению в ходе реформы 2011-2013 годов по данному блоку, являются, в первую очередь, вывод новой системы оказания государственных услуг на муниципальный и местный уровень, четкая регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг, составление их реестра для каждого уровня власти, определения порядка предоставления платных услуг органами власти и т.д.

В рамках этой основной задачи идут и прочие составные части  данного блока.

Мониторинг качества и  доступности государственных услуг. Какова его цель? Опять же цитируя  концепцию-2011:

«Цель мониторинга состоит в определении реального количества обращений, масштабов временных и материальных издержек при получении заявителем конечного результата обращения к государственным органам и организациям (в целом по государственной услуге и по каждому обращению)».

Таким образом целям мониторинга  служит упомянутая выше регламентация  процесса предоставления услуг, составление  реестров- ведь собственно мониторинг качества предоставления услуг проводится во многом на их основании.

И, наконец, мы приходим к  третьей части нашего блока- совершенствованию  сети МФЦ и применения принципа «одного  окна».

 

«…необходимы существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации.

Перечни государственных  и муниципальных услуг, предоставляемых  в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях».

Таким образом все общие  принципы концепции-2011, связанные с  оптимизацией и стандартизацией  процесса оказания государственных  и муниципальных услуг, вполне укладываются в тренд по дальнейшему совершенствованию системы Многофункциональных центров и принципа «одного окна».

 

  1. Выявление общих тенденций развития административной реформы и дальнейших направлений развития. Проблема интернетизации процесса оказания государственных услуг

Резюмируя все вышесказанное, мы вполне четко можем выделить основное направление совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг. По сути, мы имеем тренд на приведение всех уровней и направлений оказания данных услуг к одному общегосударственному стандарту. И главным средством осуществления этой задачи является как раз сеть МФЦ.

Но предел ли это? Разумеется, система, в которой любая услуга из огромного перечня предоставляемых  государством, может быть получена гражданином в одном и том  же месте, причем в шаговой доступности  от дома, весьма удобна. Особенно если есть возможность предварительно получить всю информацию об интересующей услуге по телефону и в интернете.

Но ведь куда удобнее не только узнать об услуге, не выходя из дома, но и получить её так же. Заказать переоформление паспорта на сайте МФЦ, заплатить пошлину или тарифы ЖКХ через WebMoney и многое, многое другое.

Таким образом мы приходим к концепции дальнейшей электронизации процесса оказания государственных  и муниципальных услуг. К концепции развития «электронного правительства».

Из теории следует, что  существует 4 этапа формирования «электронного правительства»: присутствие в интернете, интерактивное взаимодействие, проведение транзакций (сделок) в электронной форме и полная трансформация4.

На каком же этапе находится в данный момент российская административная система?

Сейчас присутствие органов государственной власти в интернете уже давно очевидное и устоявшееся явление. Многочисленные сайты различных ведомств и министерств, блоги должностных лиц дают большое количество информации об их деятельности и предоставляемых услугах. Многие сайты работают с перебоями, очень громоздки и неудобны, но постепенно эта проблема решается. Для примера можно привести тот же сайт http://zakupki.gov.ru, раньше работавший крайне медленно и с постоянными ошибками, к тому же имевший крайне неудобный интерфейс. Сейчас, переработанный и обновленный, сайт стал не только удобнее и быстрее, но и приобрел более интересный и гармоничный дизайн.

Вторая стадия, интерактивное взаимодействие, предполагает наличие системы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия посредством электронных средств, в том числе сети интернет.

Как мы с вами знаем, наличие внутренних сетей и серверов уже давно  стало обыденным в среде не только частных, но и государственных  структур. Распространение практики использования подобных систем в процессе взаимодействия различных структур на муниципальном и местном уровнях сейчас- одна из базовых целей, достижение которой позволит в несколько раз повысить продуктивность подобного взаимодействия.

Если перенести вопрос интерактивного взаимодействия в поле работы Многофункциональных  центров, то нас интересует в первую очередь вопрос взаимодействия МФЦ  с органами государственной власти-поставщиками услуг. То есть, при обращении гражданина в Многофункциональный центр за необходимой ему услугой, МФЦ формирует электронный запрос в непосредственно оказывающее эту услугу ведомство и в электронном же виде получает ответ. Таким образом, как мы рассматривали ранее, МФЦ, по сути, берет на себя функцию единого посредника между гражданином и любым ведомством, оказывающем те или иные услуги. Интерактивное же взаимодействие обеспечивает значительное ускорение и упрощение взаимодействия МФЦ с поставщиками услуг, а следовательно можно с полной уверенностью говорить о повышении качества предоставления услуг Многофункциональным центром.

И, наконец, третий этап: проведение транзакций (сделок) в электронной форме.

В данный момент Административная реформа как раз вплотную подошла  к осуществлению третьего этапа  развития концепции «Электронного  правительства». Ряд услуг могут  оказываться прямо в сети интернет, без обязательной необходимости  личной явки. Но у данного способа есть и свои недостатки.

Пример: постановка на государственный кадастровый учет земельных участков5. Как видно из информации со страницы услуги, для получения данной услуги в сети интернет существует ряд существенных ограничений, как-то: наличие электронной цифровой подписи (приобретение которой требует дополнительного времени и денег), установленный сертификат и компонент CAPICOM (опять же время), а также производство всех действий исключительно в браузере Microsoft Internet Explorer (крайне медлительном и неудобном- опять же дополнительные затраты времени).

Таким образом, можно наглядно убедиться в том, что пока третий этап реализации концепции «электронного правительства» в Российской Федерации находится в достаточно зачаточном состоянии и требует значительной доработки.

Первым шагом на пути улучшения  качества оказываемых в электронном  виде услуг, на взгляд автора, должно быть усовершенствование обеспечивающей работу сайтов государственных услуг инфраструктуры: серверов, компьютеров, программного обеспечения- в частности расширения списка браузеров, через которые возможно получение данных услуг.

Вторым, но, пожалуй, наиболее важным и базисным шагом на пути упрощения процедуры получения  гос. услуг через интернет, должно являться объединение оказывающих  подобные услуги сайтов в единую, стандартизированную  систему. Т.к. не всякий пользователь может  сразу определить, на какой из сайтов ему зайти: общефедеральный или  достаточно муниципального.

Информация о работе Перспективы развития электронного правительства в РФ, инновации в сфере предоставления государственных услуг