Перспективы российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния.
Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Вложенные файлы: 1 файл

перспективы 2003.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)
  1. Введение.
 

     Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его  значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

     Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным1.

     В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

     Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители  многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

     Целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи  политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в  ней, их взаимовлияния.

     Определяя подходы к освещению вопроса  о государстве, на наш взгляд, следует  акцентировать внимание на таких  аспектах, как проблема понимания  государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что  государство – это сложное и исторически развивающиеся  общественно-политическое явление. 
 
 
 
 
 

  1. Понятие государства.
 

     Государство обеспечивает целостность и управляемость  общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие  цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев2, с чем трудно не согласиться.

     Многие  ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и  главное назначение3.

     В буржуазную эпоху распространилось определение государства как  совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством)4

     В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны5. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

     ''Государство, - подчеркивается в учебнике под  редакцией В.В. Назарова, - это  особая организация публичной  политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока  классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию''6.

     Существуют  такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ''Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''7.

     Существенным  компонентом при анализе государства  является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

  1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.
  2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.
  4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
  5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.
  6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.
  7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества8.

     Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

     Общечеловеческое  предназначение государства состоит  в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

     В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.9

     Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. Одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания10.

     Важным  пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под  которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности11. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет).  Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

     Государство от стихийной рыночной экономики  трансформировалось в сторону государственно-правового  регулирования экономики, планирования и прогнозирования.

     Наряду  с экономической государство  стало выполнять и социальную функцию – пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная плата и др.

     Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что и привело к кризису.

     Исторический  опыт свидетельствует, что оптимальной  экономической основой могут  служить социально ориентированная  рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные  формы собственности.

     Социальную  основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают12. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сил и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

     Развитые  государства, что особенно актуально  для России в современных условиях, должно осуществляться на научной основе, которая исключает метод проб и ошибок. Поэтому необходимы научные  экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.

     Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного  развития является то, что по мере совершенствования  цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

     Ученые  акцентируют внимание на возрастании  роли государства в жизни общества13. Аргументом тому служит распространение своей организующей  деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.

     Государство выступает важнейшим интегрирующим  фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься  общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

     Неизбежно, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены  к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

     Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

     В научной и учебной литературе существуют различные определения  политической системы14. Более удобным,  на наш взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиев: '' Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть , взаимосвязь граждан и государства15. Основным ее назначением является обеспечение целостности , единство действий людей в политике.

     Компонентами  политической системы являются:

  1. совокупность политических объединений (государство, политические партии общественно-политические организации и движения);
  2. политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
  3. политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
  4. политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
  5. политическая деятельность16.

     Политическая  система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: и институциональной, регулятивной, функциональной и идеологической.

     В связи с этим целесообразно отметить, что политические нормы и возникающие  на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс  воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества.

     В политическую систему входят не все  учреждения, а только такие, которые  берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность государства состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества.

     Политическая  система состоит из противоположных  сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Информация о работе Перспективы российской государственности