Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:50, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается том, что системный анализ политики, представление политической жизни общества как некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития имеет большое значение. Познание этой системы, ее законов дает возможность глубокого понимания политики, потребность в изучении которой возрастает в связи с увеличением интенсивности политических процессов и плотности политических событий. Ибо суждения о политических событиях будут поверхностными и односторонними, если не выясняются их структуры, внутренние и внешние связи, сходства и различия. Цель данной курсовой работы – изучение политической системы общества.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
1 Понятие политической системы общества ………………………...
1.1 Признаки политической системы, ее основные элементы и функции…………………………………………………………
1.2 Типология политических систем…………………………...
2 Структура политической системы………………………………….
2.1 Негосударственные образования…………………………...
2.2 Государство в политической системе общества………….
2.3 Взаимодействие государства с другими элементами политической системы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...
П. Шаран, опираясь на труды Г. Альмонда, предложил другую типологию, основанную на общецивилизационном подходе, в качестве основного критерия разделения принимается состояние политической культуры. На основании данной типологии выделяются: англо-американская, политическая система тоталитарного типа, континентально-европейская политическая система.
Англо-американскому типу политической системы характерна многоценностная политическая культура, опирающаяся на рациональный расчет, согласованность и экспериментирование. Основные признаки системы данного типа: дифференциация институтов, бюрократизация, разделение властей, высокая степень стабильности.
При политической системе тоталитарного типа ценности признаются всеми, но не добровольно, а под принуждением. В обществе господствует чрезмерная централизация власти.
Континентально-европейскому типу (Франция, Германия, Италия) присуща неравномерность развития. При функционировании данной системы смешиваются ценности и нормы англо-американской культуры и старые традиции, присущие культуре страны, где наблюдается проявление политической системы этого типа.
Следующий этап типологии строится на
применении комплексного критерия разделения политических систем на типы. Данный
критерий включает уровень развития производственно-
На сегодняшний день самая распространенная типология политических систем на основании политического режима. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, народа и личности. Иначе, политический режим – это функциональная характеристика политической системы. Выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, демократический и соответственно три типа политических систем.
Каждому из трех типов политических режимов характерны определенные признаки. Если расположить все три режима на одной горизонтали, то демократический и тоталитарный режимы будут представлять собой два противоположных полюса, авторитарный будет расположен между этими полюсами, так как вбирает в себя некоторые критерии как демократического режима, так и тоталитарного, являясь переходным режимом.
Тоталитарный режим – это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.
Основные характеристики тоталитарного режима:
Демократический режим – это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством.
Принципы демократии:
Авторитарный строй - это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинным» диктаторскими методами правления.
Основные характеристики:
2 Структура политической системы
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым различным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности (группы людей) образуют организации, основная задача которых – выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.
Объединяясь в те или иные ассоциации, союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений.
Политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Политическая система, таким образом, состоит из государственных структур и негосударственных образований. /25/
2.1 Негосударственные образования
Негосударственные образования – это общественные объединения и организации, относительно самостоятельные и независимые от государства, имеющие целью реализовать свободное самовыражение личности, ее интересы (научные, профессиональные и т.п.). Такие негосударственные образования создаются на основе свободного волеизъявления людей для защиты их общих интересов и решения каких-то общих задач. К негосударственным образованиям помимо политических партий и движений относятся профсоюзы (союзы, объединяющие людей по профессиональному признаку), трудовые коллективы, творческие ассоциации, молодежные, женские, религиозные, кооперативные и другие организации.
Негосударственные образования в свою очередь можно классифицировать на собственно политические и неполитические.
Неполитические образования – это профсоюзы, кооперативные, молодежные и иные организации, деятельность которых не преследует непосредственно каких-либо политических целей. Задачи, которые они решают, лежат в основном в области иных отношений – производственных, профессиональных, культурных, социально-бытовых. Основная задача профсоюзов, например, - защита трудовых прав работников предприятий и учреждений, создание безопасных условий труда, улучшение социально-бытового и материального положения своих членов.
Характерной чертой собственно политических негосударственных образований является приоритетность политических целей в их программах и деятельности. В качестве типичной модели такой организации выступают политические партии. Граждане объединяются в политические партии по политическим взглядам. Из негосударственных образований именно политические партии являются наиболее массовыми и влиятельными политическими организациями.
Для политически развитого общества характерны идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Наличие политических партий связано с тем, что в социально неоднородном по своей структуре обществе разные социальные группы населения для выражения своих политических взглядов и защиты интересов могут объединяться в политические партии. Факторами, влияющими на особенности многопартийной системы разных стран, являются различные идеологические течения, национальный состав населения, особенности исторического развития и т.п. Официальная идеология выражается в программных документах партии. Структура политических партий во многом обусловлена социальной структурой общества. Социальная база партий может быт разной: рабочие, интеллигенция, чиновничество, средние социальны слои, фермерство и т.п. /21/
Различаются организационно оформленные (основанные на социальном членстве) и организационно неоформленные партии. Первые отличаются четко оформленной структурой и членством, строгой партийной дисциплиной, централизованным партийным аппаратом. Высшие органы партии решают вопросы внутренней и внешней политики партии, лидер партии контролирует деятельность партийного аппарата.
Аппарат многих политических партий прежде всего приспособлен для ведения избирательной борьбы. Политические партии ведут избирательную борьбу, используя ту или иную тактику. В ходе избирательных компаний они стремятся провести своих представителей в выборные государственные органы (выдвигают своих кандидатов, проводят предвыборную агитацию и т.п.). Связь политических партий с государственным аппаратом наиболее отчетливо проявляется в парламентских республиках, где правительство формируется парламентским путем из представителей партии, победившей на выборах.
В Российской Федерации деятельность политических партий регулируется Федеральным законом «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ.
Общественное движение – это массовое общественное объединение, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства. В его составе могут быть отдельные граждане или объединения граждан которые своим личным участием поддерживают деятельность (проводимые мероприятия) общественного движения.
Целью создания общественного движения является, как правило, решение достаточно значимой проблемы в области политики, культуры, экономики, экологии и т.д. Общественные движения современной России – «Идущие вместе», «Солдатские матери», «Женщины России» и др.
Важное место в политической системе общества занимают органы местного самоуправления. Они избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования. В России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны. Они формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают весьма обширными правомочиями и функциями: разработка и утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др. Особенностью органов местного самоуправления, как самостоятельных компонентов политической системы, является наличие в них признаков, присущих и общественным организациям, и органам, наделенным властными полномочиями.