Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается том, что системный анализ политики, представление политической жизни общества как некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития имеет большое значение. Познание этой системы, ее законов дает возможность глубокого понимания политики, потребность в изучении которой возрастает в связи с увеличением интенсивности политических процессов и плотности политических событий. Ибо суждения о политических событиях будут поверхностными и односторонними, если не выясняются их структуры, внутренние и внешние связи, сходства и различия. Цель данной курсовой работы – изучение политической системы общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
1 Понятие политической системы общества ………………………...
1.1 Признаки политической системы, ее основные элементы и функции…………………………………………………………
1.2 Типология политических систем…………………………...
2 Структура политической системы………………………………….
2.1 Негосударственные образования…………………………...
2.2 Государство в политической системе общества………….
2.3 Взаимодействие государства с другими элементами политической системы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государства и права курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

В условиях тоталитарной политической системы роль государства и особенно его аппарата становится по сути дела всеобъемлющей. Неограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь общества, господство государственной идеологии, командно-административных методов руководства, фактический контроль государства  над личностью – делают общество закрытым, изолированным от внешнего мира, а человека превращают в обезличенный придаток, «винтик» системы. Государство, характеризующееся раздутым государственно-бюрократическим аппаратом и чрезмерной «заурегулированностью» различных сфер общественной жизни, сковывает свободу и творческую инициативу личности, фактически устраняя ее из политической жизни.

В условиях либерально-демократической системы, основанной на политическом плюрализме, многообразии форм собственности и рыночной экономике, роль государства, хотя и не перестает быть  очень важной, не имеет роль тотального характера, не так глобальна. В обществе, основанном на приоритете общечеловеческих ценностей, главной задачей государства становится защита прав и свобод граждан, обеспечение их безопасности, развитие гармоничных отношений между личностью и государством. В демократическом, социально ориентированном государстве это прежде всего – социальная защищенность и поддержка малоимущих слоев общества.

Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всех слоев общества, способствует развитию политической активности граждан. В условиях политической системы демократического типа граждане свободны в выборе любых форм объединения, любых форм деятельности, не противоречащих действующим правовым нормам. Государство обеспечивает гарантии самореализации свободной личности, выражения личных интересов, участия личности в политической, экономической и других сферах жизни общества.

Демократическое государство стремится к консенсусу в обществе, к согласованию интересов различных социальных групп и слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства. При этом государство не допускает, чтобы реализация прав и свобод личности ограничивала предусмотренные законом права и свободы других граждан. Оно выступает как своего рода «арбитр», призванный урегулировать возникающие социальные конфликты в обществе, устанавливает меру юридической свободы личности, обеспечивая приоритет защиты прав личности по отношению к государству. Для демократического государства характерны развитая система судов и расширение регламентации правовых процедур защиты прав граждан и  их  объединений.

Демократическое государство обладает набором средств, позволяющих не только формально юридически, но и на практике обеспечивать права и свободы своих граждан. Государство стремится создать условия, при которых правовая регламентация общественных отношений оптимально сочетается с практической реализацией гарантированных конституцией основных прав и свобод граждан, которые позволяют каждой личности проявить свою индивидуальность. Гражданам гарантируется не только политическая свобода, но и свобода личной жизни, свобода предпринимательства и т.п.

Современное демократическое государство ограничивает свое вмешательство в жизнь граждан, четко регламентирует ответственность должностных лиц по отношению к личности. Государство устанавливает пределы государственного вмешательства и в деятельность различных объединений граждан.

 

 

2.3 Взаимодействие государства с другими элементами политической системы

Участвуя в политической жизни, государственные и негосударственные образования взаимодействуют друг с другом. В целях консолидации общества, государство и негосударственные образования объединяют свои действия в решении конкретных политических, экономических, социальных, экологических и других важных для общества  задач.

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы осуществляется в разных организационно-правовых формах. В рамках режима законности это сотрудничество (формирование блоков, выступление с совместными программными заявлениями и обращениями), координация деятельности, в ряде случаев – выработка и принятие компромиссных решений. Наиболее тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.

Сотрудничество как форма участия в политических процессах характерно и для взаимоотношений самих негосударственных образований. Так,  разные политические партии пользуются правом совместного выдвижения кандидатов (в том числе единым списком) на те или иные выборные должности, объединяются в блоки (например, избирательные), выступают с совместными программными заявлениями, организуют общие митинги, пикетирование и т.п.

Негосударственные образования, входящие в политическую систему, участвуют в выборах государственных органов, в обсуждении наиболее важных государственных решений (референдум, всенародные обсуждения), в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Их участие в выработке государственной политики осуществляется в том числе через общественные средства массовой информации. Государство в свою очередь стремится сделать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах создаются специальные подразделения (пресслужбы) для связи  с общественным объединениями.

Государство обеспечивает правопорядок в обществе и создает нормальные условия для деятельности негосударственных объединений граждан. Граждане, таким образом, получают возможность влиять на те или иные сферы жизни общества, активно выражать свое отношение к государственной политике. /11/

Государство стимулирует развитие негосударственных объединений граждан (речь идет о легальных объединениях, способствующих формированию социально активной личности) обеспечением политического плюрализма и равной защиты всех предусмотренных законом форм собственности, оказанием государственной поддержки деятельности общественных объединений (финансовой, материальной). В России, например, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, информация о ней – общедоступной. Государство создает условия, обеспечивающие средствам массовой информации возможность распространять информацию о деятельности общественных объединений. В современных государствах устанавливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности журналистов.

Негосударственные образования относительно независимы. Их деятельность осуществляется в соответствии с уставными документами (уставами, программами, положениями и т.п.). Вместе с тем, она должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Это значит, что положения уставных документов (прежде всего уставные цели и задачи, заявленные, провозглашенные в них) не должны противоречить действующим нормам права.

Государство формирует нормативно-правовую базу создания и функционирования негосударственных образований и обеспечивает защиту предоставленных им законом прав; определяет основы их правового статуса, правовой режим деятельности. Тем самым обеспечивается четкая регламентация форм и способов вмешательства органов государства в деятельность других образований, входящих в политическую систему.

В РФ действует ряд федеральных законов, регламентирующих правовой статус негосударственных образований, определяющих правовой режим их деятельности: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и религиозных объединениях» и др.

Государство санкционирует деятельность негосударственных образований, входящих в политическую систему. Компетентные органы государства регистрируют политические партии, движения, другие общественные объединения граждан и осуществляют контроль за законностью их деятельности. Государственная регистрация придает этим организациям статус юридического лица (ст. 21 Федерального Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995).  Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (ст. 23 Закона «Об общественных объединениях»). Для демократического государства характерно расширение регламентации правовых процедур судебной защиты прав граждан и их объединений.

Компетентные органы государства осуществляют контроль за расходованием денежных средств негосударственных образований, соблюдением требования налогового и другого законодательства. За нарушение законодательства и осуществление деятельности, противоречащей уставным задачам и целям, к ним могут применяться установленные государством правовые санкции (в том числе приостановление деятельности, ликвидация) (ст. 44 Федерального Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995).

В Российской Федерации функция по регистрации общественных объединений и контроль за законностью их деятельностью возложены на Министерство юстиции России, надзор за законностью их деятельностью осуществляют органы прокуратуры (ст. 21, ст. 38 Федерального Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995).

Во взаимодействии государства и негосударственных образований существенную роль играют правовые нормы, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы, содержащиеся в партийных резолюциях. При этом нормы права в государственно организованном обществе являются главным нормативным регулятором общественных отношений.

Взаимосвязь компонентов политической системы характеризуется не только сотрудничеством, но и в ряде случаев – противопоставлением. Так же как в государствах с антидемократическим политическим режимом действуют общественные организации (объединения) противников правящего режима – прогрессивные организации и союзы, в политической системе демократических государств существуют оппозиционные политические партии, организации и движения. Важно различать отношения органов государственной власти с оппозиционными политическими партиями, другими общественными объединениями, и отношения государства с преступными сообществами. В последнем случае можно говорить о негативном влиянии преступных сообществ на политическую жизнь. Поэтому их взаимоотношения с государством и другими компонентами политической системы можно охарактеризовать не просто как противопоставление,  а как антагонистическое противостояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В современных условиях возрастает активность политических партий, различного рода объединений, организаций, союзов и общественных фондов. В развитых демократических странах ширятся новые массовые движения. Это, прежде всего, правозащитные  движения, движения за ядерное разоружение, в защиту природной среды, в защиту социально незащищенных слоев общества, против международного терроризма, распространения СПИДа и т.п. В этих движениях все активнее участвуют служащие и фермеры, интеллигенция и молодежь, женские организации, представители национальных меньшинств. Возросли возможности политических партий, общественных объединений и союзов воздействовать на государственный аппарат, а, следовательно, и на осуществление государственной политики. Усилилась роль, и усложнились задачи негосударственных средств массовой информации.

Обращение к политической системе – это способ изучения и как продукта совместной деятельности людей, и как процесса и результата взаимодействия законов, политических, социальных и административных структур. Ценность понятия политической системы в том, что это позволяет моделировать сложные общественные системы, преодолеть ограниченность подходов к власти с позиций институционализма и норматизма, позволяет исследовать все стороны власти и общества, их взаимовлияние и взаимодействие.

Г. Парнасом политическая система определяется как «подсистема общества, назначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений». Д. Истпон определил политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». С точки зрения Уорда и Макриджа, политической системой является механизм выявления, постановки проблем и принятия решений в сфере государственных отношений.

Политическая система – это универсальная управляющая система государственно-организованного общества, элементы которой связаны с политическими нормами и политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение материальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти. /19/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации Серия «Закон и общество». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 48 с.
  2. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ  (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1930;  2012 . - N 30. -  Ст. 4172
  3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федер. закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 27. - Ст. 2503; Российская газета. - 2013. – 10 апреля. 
  4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 145; Российская газета. - 2012. – 23 июля.
  5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 148; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru - 08.07.2013
  6. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2001. -  № 29. -  Ст. 2950; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru - 08.05.2013
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru - 08.05.2013
  8. О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов: Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2254 (ред. от 06.03.1995) // Российская газета. - № 239. -  1993
  9. Аристотель. Афинская полития. – В кн.: Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996
  10. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие / Г.А. Белов – М.: ЧеРо, 1998. – 304 с. 
  11. Байтин М.И. Государство и политическая власть /  М.И. Байтин Саратов, 1972
  12. Василик М.А.Политология: Хрестоматия. / М.А.Василик, С. Вершинин. –  М.: Гардарики, 2000. С. 319–331.
  13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2004. – 608 с.
  14. Грачев М.Н. История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия Составитель: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt38.htm (дата обращения: 21.12.2013)
  15. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. С. 38–52.
  16. Зарубинский Е.А.. Конспект лекций по теории государства и права /  Е.А. Зарубинский - М., 1945
  17. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации /  В.Л. Иноземцев М., 1995. 121 с.
  18. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А.  Комаров Изд-во Мордовского ун-та, 1994
  19. Кузьмин В.П. Теория государства и права: учеб. пособие / В.П. Кузьмин. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. Ун-та, 2005. – 243 с.
  20. Кутафин О.Е. Основы государства и права / О.Е. Кутафин. - М., 1994
  21. Матузов Н.И.  Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
  22. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Велби: Проспект, 2005. – 648 с.
  23. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2002. – 611 с.
  24. Панарин А.С.  Политология: Учебник / А.С.  Панарин– М.: Проспект, 1997. – 408 с.
  25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /  В.Г. Стрекозов, В.Н.  Хропанюк – М., 1993

Информация о работе Политическая система общества