Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, реферат
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. «Он является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической социально-политической среде, в частности, в соотношении социально- классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства». Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.
Введение с. 2
Глава 1 с. 4
Основные подходы к изучению политических режимов
§ 1.1 Политико-правовой (институциональный) подход
§ 1.2 Социологический подход
§ 1.3 Основные признаки политического режима
Глава 2 с.10
Авторитарный режим
§ 2.1 Основные признаки
§ 2.2 Реформаторские возможности
Глава 3 с.14
Тоталитарный режим
§ 3.1 Основные признаки
§ 3.2 Задачи политической системы
§ 3.3 Система ценностей
§ 3.4 Посттоталитаризм
Глава 4 с.25
Демократия
§ 4.1 Основные концепции
§ 4.2 Основные признаки
§ 4.3 Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
Заключение с.35
Список использованных источников и литературы с.37
Тема: Политические режимы
Содержание
Введение
Глава 1
Основные подходы к изучению политических режимов
§ 1.1 Политико-правовой (институциональный) подход
§ 1.2 Социологический подход
§ 1.3 Основные признаки политического режима
Глава 2
Авторитарный режим
§ 2.1 Основные признаки
§ 2.2 Реформаторские возможности
Глава 3
Тоталитарный режим
§ 3.1 Основные признаки
§ 3.2 Задачи политической системы
§ 3.3 Система ценностей
§ 3.4 Посттоталитаризм
Глава 4
Демократия
§ 4.1 Основные концепции
§ 4.2 Основные признаки
§ 4.3 Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
Заключение
Список использованных источников и литературы с.37
Введение
Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей. Однако, руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют и какова их внутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что из себя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться ближе с механизмом взаимодействия и
функционирования государства
и права, а точнее осветить формы
политических режимов в тех или иных государствах,
их достоинства и недостатки, затронуть
основные подходы к их изучению и многое
другое.
Формы государственного
режима представляют собой совокупность
способов и методов осуществления власти
государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. «Он является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической социально-политической среде, в частности, в соотношении социально- классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства»1. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.
Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы
могут быть демократическими и антидемократическими
(тоталитарные, авторитарные, расистские).
Поэтому основным критерием классификации
государств по данному признаку является
демократизм форм и методов осуществления
государственной власти. Для рабовладельческих
государств характерны и деспотия и демократия;
для феодализма - и не ограниченная власть
феодала, монарха, и народное собрание;
для современного государства - и тоталитаризм,
и правовая демократия. Между различными
элементами формы государства существует
известное соответствие. Так, монархическая
форма правления феодального государства
периода абсолютизма тяготеет к унитарной,
централизованной форме государственного
устройства и автократическому политическому
режиму.
Республиканские формы правления
хорошо вписываются в условия либерально-
демократического политического режима,
а при наличии двух- или многонационального
состава населения могут определять федеративное
государственное устройство.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Глава 1 Основные подходы к изучению политических режимов
Органическое единство трех политических институтов – политической организации общества, системы методов осуществления власти и системы прав и свобод – образуют новое политическое явление – политический режим. Противоречивый характер классового общества всегда придает его содержанию двойственность. Как двуединое целое он несет в себе режимы соответствующие двум антагонистическим классам: властвующему и подчиняющемуся ему.
Политический
режим предопределяется тремя основами.
Экономической выступает собственность
на основные средства производства: в
чьих руках собственность – в условиях
того класса и создаются благоприятные
условия политической жизни. Политической - служит
государство. Наделенное законодательной
и исполнительной функциями власти, оно
устанавливает и поддерживает в обществе
порядок, выгодный и угодный власть имущим.
Идеологической основой
является идеология господствующего класса,
утверждающая в сознании людей мысль о
целесообразности именно существующего
общественного устройства.
В политической науке сложились две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным, подходом, другая – с социологическим. Различия между ними весьма существенны, хотя отнюдь не непреодолимы.
§ 1.1 Политико-правовой (институциональный) подход
Ученые, представляющие данное направление
политического анализа, склонны к отождествлению
понятия “режим” с понятием “форма правления
или государственного устройства”.
“Политический режим есть
система или форма правления “, пишет,
например, американский исследователь
К. Бекстер (цит. по: Traite de science politique. En 4
Vol. P., 1985. Vol. 1. Regimes politiques contemporains)”.2 Подобная постановка вопроса традиционна
была характерна и для французского государствоведения,
где монархия и республика различались
именно как формы правления, а сам термин
“политический режим” считался частью
категориального аппарата конституционного
права и связывался с особенностями разделения
государственной власти и соотношением
ее ветвей. Соответственно выделялись:
режим слияния властей (абсолютная монархия),
режим разделения властей (президентская
республика) и режим сотрудничества властей
(парламентская республика).3
К этой группе политического анализа
примыкают и неоинституциональные разработки
(Ф. Риггс, Р. Бейкер и др.), нередко связывающие
свое происхождение с именем крупнейшего
американского политолога Г. Лассуэлла.
Особенность понимания
режима Лассуэллом состоит в том, что режим
рассматривается им как способ упорядочения,
легитимизации политической системы.
«По словам ученого, «режим» (форма правления,
политический порядок) представляет собой
образец политических форм… Режим функционирует
для того, чтобы свести к минимуму элемент
принуждения в политическом процессе
(Lasswel H.D., Kaplan A. Power and Society. New Haven, 1950)”.4
Лассуэлл противопоставляет понятие “режим” понятию “правление”, которое, с его точки зрения, включает в себя «пути распределения и реализации контрольных функций в политике». Такое понимание, во-первых, связывает режим, главным образом, с конституционными действиями, а во-вторых, отказывает военным диктатурам в праве называться режимами.
§ 1.2 Социологический подход.
Сторонники этого направления анализа режимов уделяют первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реально и необязательно в соответствии с предписанными конституцией и другим правовыми актами нормами политического поведения. Режим рассматривается не только как форма правления или государственного устройства и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении – как баланс во взаимоотношениях социального и политического. Сам термин «режим» («порядок») со времени выхода в свет работы А. Токвиля «Старый порядок и революция» обладает здесь совершенно иным смысловым значением.
В рамках социологического анализа режимов имеется значительное разнообразие позиций. Если первое направление политического анализа склонно отождествлять режимы с формами правления или государственного устройства, то представители второго нередко не проводят никаких разграничений между политическими режимами и политическими системами. В то же время практически все представители данного направления сходятся на том, что режимы не могут быть трансформированы путем изменения определяющих их существование правовых процедур. Каждый режим покоится на соответствующей системе социальных оснований, и поэтому переход может состояться лишь в том случае, если данные основания принимаются в расчет.
Характерное в этом отношении определение
политического режима принадлежит М. Дюверже,
который в одном случае рассматривал его
как
«структуру правления, тип человеческого
общества, отличающий одну социальную
общность от другой», а в другом – как
«определенное сочетание системы партий,
способа голосования, одного или нескольких
типов принятия решений, одной или нескольких
структур групп давления» (Duverge M. Les regimes
politiques. P., 1961) В этом же стиле выдержано
и определение последователя М. Дюверже
Ж. - Л. Кермана: "Под политическим режимом
понимается совокупность элементов идеологического,
институционального и социологического
порядка, способствующих формированию
политической власти данной страны на
определенный период" (Quermonne J.-L. Les regimes
politiques occidentaux. P., 1986). “Наконец, еще одна
формулировка понятия "режим", принадлежащая
перу американских исследователей Г. О'Доннела
и Ф.Шмиттера: режим есть "совокупность
структур, явных или скрытых, которые определяют
формы и каналы доступа к ведущим правительственным
постам, а также характеристики деятелей,
которые считаются для этих структур подходящими
или неподходящими, используемые ими ресурсы
и стратегии в целях получения желаемого
назначения" (Transitions democracies / Ed. by G. O'Donnell,
Ph. C. Schmitter. Baltimore, 1986. Vol.4. P. 73.)”.5
«В отечественной науке также получила
распространение позиция
(сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкирым),
согласно которой “для определения политического
режима необходимо сопоставление официальных,
в том числе конституционных и правовых
норм с реальной политической жизнью,
провозглашенных целей – с действительной
политикой.6 Подобно представителям западной политической
социологии, Ф. Бурлацкий и А. Галкин связывают
анализ режимов не только с выявлением
моделей поведения, но и социальной природы
политической власти. В совокупности же
изучение режима требует, по их мнению,
ответа на следующие вопросы: «какие группировки
господствующего класса находятся у руководства
государством; каким методам господства
и управления отдается предпочтение –
прямым, насильственным или косвенным,
демократическим; какие партии или партийные
коалиции выступают в качестве руководящей
силой; допускается ли и в каких пределах
деятельность институтов социальной борьбы
и давления, в частности оппозиционных,
революционных партий, профсоюзов и других
форм объединений трудящихся; каково положение
личности в государстве и т. п.».7
§ 1.3 Основные признаки политического режима:
1. Режим недостаточно
связывать лишь с формой
2. Очевидно, что режим
обеспечивает не только
3. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других – политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально другие структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.
4. Любой режим в
своей деятельности обращается
к тем или иным методам
Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным является использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.
5. Режим по сравнению с системой обладает своими собственными временными характеристиками. «Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими политологами Дж. Барнсом, М. Картером и М.
Скидмором: «Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы» (Barnes J. F.,