Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, реферат
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. «Он является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической социально-политической среде, в частности, в соотношении социально- классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства». Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.
Введение с. 2
Глава 1 с. 4
Основные подходы к изучению политических режимов
§ 1.1 Политико-правовой (институциональный) подход
§ 1.2 Социологический подход
§ 1.3 Основные признаки политического режима
Глава 2 с.10
Авторитарный режим
§ 2.1 Основные признаки
§ 2.2 Реформаторские возможности
Глава 3 с.14
Тоталитарный режим
§ 3.1 Основные признаки
§ 3.2 Задачи политической системы
§ 3.3 Система ценностей
§ 3.4 Посттоталитаризм
Глава 4 с.25
Демократия
§ 4.1 Основные концепции
§ 4.2 Основные признаки
§ 4.3 Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
Заключение с.35
Список использованных источников и литературы с.37
В свою очередь в рамках концепции либеральной
демократии существует множество различных
школ и направлений. Одной из наиболее
влиятельных является теория плюралистической
демократии (она выступает также под названием
дисперсии государственной власти и под
другими названиями).
Согласно этой теории, различные социальные,
профессиональные, возрастные и иные группы
давления (заинтересованные группы) обладают
определенной долей политической власти
и осуществляют давление на центры государственной
власти, в результате чего она принимает
решения в интересах всего общества, играет
роль арбитра и примирителя конфликтующих
интересов.
Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.
Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж.Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего «сверху», государством, государственной властью.
Концепция социетальной демократии в
основном отражает положение лишь в части
тех развитых государств, где социал-демократия
длительное время стояла у власти и имела
очень сильные позиции (Австрия, Дания,
Норвегия,
Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта
теория преувеличивает значение компромиссов
и приуменьшает самостоятельность и силу
государственной власти.
Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. «Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям «вождизма» в государственной политике».23
В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или по крайней мере выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.
§ 4.2 Основные признаки
С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:
1. Признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политике и позволяет легально на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведение иной политики.
2. Политический плюрализм
и переход политического
3. Разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти
(законодательной,
4. Обязательное и реальное
участие в осуществлении
5. Свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.
В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция).
§ 4.3 Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
Демократия в наше время есть процесс в двояком смысле:
а) как совокупность действий по осуществлению ее принципов и функций ее институтов;
б) как становление, углубление в целом системы демократических структур и отношений, демократической культуры в тех или иных странах.
В ХХ в., в особенности после окончания второй мировой войны, политическая история многих стран связана с переходом к демократическим режимам от различных форм авторитаризма (Греции, Испании, Бразилии, Аргентины и др.). Это относится и к бывшему СССР, России и другим республикам, входившим в СССР. Анализ процесса становления демократии важен с точки зрения теоретической и с позиции профессионального понимания стратегии и тактики, форм и методов деятельности политических институтов в переходный период.
В различных странах переход к демократии специфичен, тем не менее, политологическая наука на основе сравнительного анализа может выявить некоторые общие черты. Один из теоретиков и руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес пишет: «...не думаю, что имеется какая-то, универсальная модель политического перехода, применимая в мировом масштабе. Гораздо полезнее ... поразмышлять об элементах, которые чаще всего встречаются и являются наиболее общими для любого политического изменения при переходе от авторитарной диктаторской формы к демократической».24 Ф. Гонсалес, в частности, отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов обществ к соглашению, к договоренности. При каких же обстоятельствах эти элементы формировались?
Известные факты о ситуации в Испании
накануне краха франкистского режима
свидетельствовали о глубоком кризисе,
существовавшем в стране.
Аналитики отмечают его особенности: то
был кризис государственных институтов
(институциональный) и кризис легитимности.
В обществе созрело массовое недовольство
режимом; в Испании был самый высокий в
Европе уровень забастовочного движения.
Развертывалось национальное движений
(в стране басков, в Каталонии, Галисии).
Создавались оппозиционные режиму политические
блоки и партии. Экономические конфликты
носили политический характер. Выявилась
характерная для той кризисной ситуации
в Испании особенность в расстановке политических
сил, их соотношении: установилось равновесие
правых и левых сил, что исключало возможность
как тем, так и другим прибегнуть к насилию.
В ситуации кризиса и формировалось желание
большинства к политическим переменам,
выкристаллизовывалась воля большинства
к изменениям в направлении к демократии.
В то же время складывалась новая политическая
элита, приобретавшая большую поддержку
общества. Теряли свое значение и роль
старые политические и идеологические
ценности, и, развертывался поиск иных
опорных ценностей — гражданских и политических.
Таким образом, начало в обществе политического кризиса —одна из существенных общих черт процесса перехода от авторитаризма к демократии.
Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры имеются в виду? Прежде всего традиционное уважение воли большинства и; вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или атоническими) защищать свои интересы, выражать свою волю. Нетерпимость, враждебность во взаимоотношениях, непримиримый антагонизм, разделяющий общество на полярные социально-политические полюса, перечеркивают возможность достижения договоренности между политическими силами и реальности компромиссов, необходимых в ходе любых социальных демократических преобразований. Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально- политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.
«Конечно, нельзя осуществить, целенаправленных политических преобразований, если общественное сознание масс будет таким, каким его характеризовал один из персонажей Пушкина в трагедии «Борис Годунов»:
«... бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
А баснями питается она»».25
С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии осуществления качественных изменений в системе, а не отдельных частичных перемен и уступок со стороны устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширение (или установление) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, -— таково главное содержание политического перехода от авторитаризма к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, скажем, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.
Конкретные особенности
как политического
Итак, возможное разнообразие демократических режимов, приходящих на смену авторитаризма или тоталитаризма, - еще одна общая черта рассматриваемых переходных политических процессов.
В зависимости от конкретных исторических условий, характера стартового политического состояния общества, особенностей политической культуры граждан могут быть установлены плюралистическая, элитарная, корпоративная либо какие-то разновидности идентитарной демократии. Скажем, элитарная демократия формируется в ситуации, когда широкие массы населения не проявляют готовности принимать активное участие в управлении государственной жизнью. В итоге политическими факторами выступают элитные группы, интеллектуальная элита, реформаторски настроенная часть бюрократии, деятели экономики и др. Плюралистическая форма демократии складывается в обществе с более или менее дифференцированной социальной структурой, наличием элементов многопартийности. Такими признаками обладали, в частности, бывшие соцстраны Восточной Европы, в том случае, если политический кризис выливается в революционный, да еще насильственный переворот, как это произошло в Иране, тоталитарный режим, в том числе в форме монархии, сменяется авторитарной системой с элементами демократии (конституция, выборы парламента, и пр.). Причем, такие элементы скорее относятся к идентитарной модели демократии.
Переход общества к демократии закрепляется
институционализацией механизмов новой
государственной власти, что также выступает
существенной чертой рассматриваемого
политического процесса. Институционализация
включает: установление институтов парламентаризма
или президентской демократии; законодательное
оформление разделения властей, создание
соответствующих структур всех трех ветвей
власти на различных уровнях.
Институционализация
новой системы власти предполагает ее
конституционное закрепление, что обеспечивает
легитимность. Институциональное и конституционное
становление демократического режима
неотделимо от реформирования государственного
аппарата. Ведь происходит смена правящих
элит. Этот процесс имеет свои закономерности
и противоречия; он весьма существенным
образом влияет на формы и методы осуществления
переходного периода.
Переход к демократии требует формирования
соответствующих институтов гражданского
общества: создание общественно-политических
организаций, разного рода ассоциаций,
через посредство которых граждане различных
слоев населения могли бы принимать участие
в политическом процессе, артикулировать
свои интересы и добиваться реализации
в политическом курсе правительства. В
процессе укрепления гражданского общества,
обретения им самостоятельности страна
адаптируется к новому режиму, решается
проблема
«перехода лояльности». Достигается лояльность
новому режиму прежних элит,