Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.
Введение………………………………………………………………..….............3
§ 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие
и соотношение………………………………………………………….…………5
§ 2. Демократические режимы ………..…………………………………………8
§ 3. Антидемократические режимы…….………………………………………16
§ 4. Государственно-правовой режим современной России……….…………23
Заключение…………………………………..……..………....…………………29
Список использованных источников и литературы……………
Отрицательное отношение к демократии не было преодолено даже в ХVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна.
Дальше термин демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На него начинают оказывать воздействие культура конкретного общества, политические и исторические традиции. И вследствие этого первоначальный смысл демократии как народовластия, слал расходиться с многообразием практических форм её реализации. Вследствие этого возникла путаница в понимании термина.
Сегодня же “демократия” сегодня стал одним из наиболее употребительных, причем не только в кругах политических деятелей, ученых-обществоведов, публицистов, но и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая самые разные значения и оттенки.
По справедливому замечанию российского политолога М.В.Ильина, “упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире10
Словом “демократия”
обозначается и некий
В современной научной литературе оно чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии.
В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием обозначается форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:
1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти;
2) установление и соблюдение
прав и свобод граждан, их
равноправия, возможности
3) выборность основных органов государства;
4) верховенство закона.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
В отличие от прямой демократии античных полисов, в условиях современных государств с многомиллионным населением и обширной территорией непосредственное участие каждого гражданина в законотворческом процессе и управлении общественными делами не представляется возможным. Однако необходимость формирования представительных учреждений, которым по волеизъявлению большинства делегируются властные полномочия, неизбежно ведет к специфическому “разделению труда” в сфере политики, выделению управленческой деятельности в особую сферу, требующую известной компетенции. При этом демократические институты со всей очевидностью могут оказаться под влиянием могущественных групп: способных навязать обществу свою “компетентную” волю. Отсюда возникает весьма существенная проблема действительного выражения интересов большинства граждан, по-разному трактуемая нынешними концепциями представительной демократии.
Следующим видом является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Поэтому свою волю, народ может выразить через референдум.
Референдум – принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.12
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.
“Именно эту модель, – отмечают видные американские политологи М.Дж.Скидмор и М.К.Трипп, – как правило, изучают в школах, и потому, наверное, так разочарованы бывают впоследствии молодые люди, когда сталкиваются со сложной реальностью”.13
С другой стороны, существует модель властвующей элиты (power-elite), построенная на том, что государством управляют немногочисленные группы, фактически неподотчетные народу и полностью определяющие все стороны политической жизни, контролируя правительство, армию, промышленность, торговлю и профсоюзы. Однако наиболее достоверным описанием механизма современной представительной демократии многие исследователи склонны считать так называемую плюралистическую концепцию, или теорию политического взаимодействия групп (group politics). В соответствии с этой моделью, в обществе “преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп”.14
Безусловно, современная
представительная демократия далека от
идеала. В частности, она не исключает
возможности использования
Демократический режим: сущность и признаки
Как известно демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.
Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:
1. Суверенитет
народа. Признание этого принципа
означает, что народ является
источником власти, именно он
выбирает своих представителей
власти и периодически их
2. Периодическая
выборность основных органов
власти позволяет обеспечить
четкий легитимный механизм
3. Всеобщее,
равное избирательное право и
тайное голосование.
4. Гарантия основных прав человека.
5. Гражданские
права. Этими правами люди
6. Политические
права дают гражданину
К признакам демократического политического режима следует отнести следующие: в формировании и осуществлении государственной власти участвуют широкие слои населения, в экономике признается многообразие и равенство форм собственности, осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, во внешней политике направленность на мирное сотрудничество, а в управлении преобладают методы убеждения, поощрения, рекомендования. Принуждение применяется в исключительных случаях.
Таким образом, понятие демократия было известно ещё в древности. Опыт истории показывает, что данный режим не во все времена считался лучшим. Но в дальнейшем развиваясь, термин демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни.
Сегодня же демократический режим характеризуется открытостью общества, политическим плюрализмом, господством равноправия, гарантией прав и свобод человека. Это самый оптимальный режим, подразумевающий непосредственное участие народа в управлении государством.
§3. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Самыми яркими примерами
антидемократических режимов
Происхождение понятий тоталитаризм, авторитаризм
их развитие
Для того чтобы раскрыть суть понятия «тоталитаризм», нужно определить когда и как именно возник этот термин. В отличие от демократии, которая начала зарождаться ещё в античные времена, тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ веке, но его идейные истоки уходят глубоко в древность. Тоталитарные идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, возникли свыше двух тысячелетий назад. Еще в V в. до н.э. греческий философ Гераклит высказывал идеи о том, что, обладая мудростью, и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».
Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. XX века, итальянским философом Джованни Джентиле, а затеи использован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини для характеристики созданного им режима. В дальнейшем, уже после Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятие «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе.
Но каковы, же причины развития тоталитаризма? Одна из причин, на мой взгляд, это экономическая. Ряд исследователей тоталитаризма, к которым относиться Фридрих Хайек в своей работе «Дорога к рабству», отмечает что «Политическая свобода невозможна без свободы экономической. Это правда, но не в том смысле, который вкладывают в эту фразу сторонники планирования. Экономическая свобода, являющаяся необходимой предпосылкой любой другой свободы, в то же время не может быть свободой от любых экономических забот. А именно это обещают нам социалисты, часто забывая добавить, что они заодно освободят нас от свободы выбора вообще».16 В своей работе автор приходит к выводу, что истоки тоталитаризма лежат, прежде всего, в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции.
Теперь перейдем к понятию авторитаризм. Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический
кризис общества, выражающий переходный
характер переживаемого
Информация о работе Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение