Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….............3
§ 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие
и соотношение………………………………………………………….…………5
§ 2. Демократические режимы ………..…………………………………………8
§ 3. Антидемократические режимы…….………………………………………16
§ 4. Государственно-правовой режим современной России……….…………23
Заключение…………………………………..……..………....…………………29
Список использованных источников и литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

гпр.docx

— 70.38 Кб (Скачать файл)

Необходимо заметить, что  в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам  находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.

Является ли Россия демократическим  государством?  С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является:

1. Российская Федерация  - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления. 

2. Человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

3. Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации является  ее многонациональный народ.22

Однако в России до сих  пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты на государстве. Это приводит к тому, что вся  жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства  в России пока не удается. Таким образом, государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а перераспределительного характера. Поэтому реальная деятельность государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами и в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

Например, мало кто в России знает, что собой представляют по содержанию такие понятия из словаря  демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии  социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия  прав и свобод согласно нормам международного права» и так далее.

Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически  все изменения в настоящее  время противоречат интересам широких  слоев населения, поскольку в  обмен на возможные перспективы  в будущем они в который раз подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в интересах новой элиты, поскольку для страны она еще ничего не сделала, кроме фарисейской благотворительности и обеспечения населения импортными товарами, на покупку которых у основной массы населения нет достаточного количества средств.

В Конституции записано, что Россия – социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной  жизни и устанавливающее гарантированный  минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Минимальная заработная плата в условиях рынка должна гарантировать работнику и членам его семьи хотя бы возможность приобретения товаров из очень скромной потребительской корзины и оплаты коммунальных услуг. Однако тот уровень минимальной оплаты труда, который сегодня установило российское государство, не дает таких возможностей даже одинокому работающему человеку.

В соответствии с федеральным  законом, от 3 декабря 2012 года № 232-ФЗ, «О минимальном размере оплаты труда »:

Статья 1. Установить минимальный  размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме 5 205 рублей в месяц.".

Статья 2. Настоящий Федеральный  закон вступает в силу с 1 января 2013 года.23

Практическое состояние  дел свидетельствует о том, что  демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может  выражать интересов большинства  населения, как это происходит в  условиях западной демократии. Так  будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет гражданское  общество, являющееся гарантом демократии.

Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Какое именно – сказать трудно. Один из  российских политологов, Ю. Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой "странный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны".24

Таким образом, существует несколько мнений о том, какой именно политический режим установился в нашей стране на данный момент. Одни ученые полагают, что в нашей стране установился демократический режим. Подтверждением данному мнению служит Конституция Российской Федерации, которая закрепляет: «Российская федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Так же она закрепляет широкий спектр политических прав и свобод человека и гражданина.

Другие ученые полагают что режим, установившийся в России нельзя назвать демократическим. Объясняют они это тем что, не все положения, закрепленные в Конституции, претворены в жизнь. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в  этом исследовании преимущественное внимание было отведено классификации политических режимов  на: демократическое, авторитарное и тоталитарное. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке.

В результате проведённого исследования по теме: «Государственно-правовой режим: понятие и виды» можно сделать следующие выводы:

1. Понятия  политический и государственно-правовой режим не являются тождественными. В ходе проведенного мною исследования, а так же, исходя из определений данных понятий, можно сделать вывод, что государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). 

2. Понятие  демократия было известно ещё в древности. Опыт истории показывает, что данный режим не во все времена считался лучшим. Но в дальнейшем развиваясь, термин демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни.

Сегодня же демократический режим характеризуется открытостью общества, политическим плюрализмом, господством равноправия, гарантией прав и свобод человека. Это самый оптимальный режим, подразумевающий непосредственное участие народа в управлении государством.

3. Самыми яркими примерами антидемократических режимов   являются: авторитаризм и тоталитаризм. Понятие тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ веке, но  его идейные истоки уходят глубоко в древность. Существует несколько причин  возникновения тоталитарных государств (материальные причины, политические предпосылки, социально-экономические причины). Причиной возникновения тоталитарного  режима в советском государстве, на мой взгляд, в том, что была установлена система планирования, государственного регулирования экономических процессов. То есть социально-экономическая  причина.  Так же говоря о данном режиме важно отметить его основные формы: «правый» и «левый».

Авторитарный режим, в некотором смысле, схож с тоталитарным режимом, но имеет явные отличия.

  • Не навязывают другим странам свой общественный строй;
  • Регламентация жизни подданных не тотальна, строгий контроль за всем и вся отсутствует, это делает возможным существование таких элементов гражданского общества, как профсоюзы и общественные организации;
  • Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»);
  • Отсутствие системы массовых репрессий, которая заменяется тактикой избирательного террора в отношении противников режима – оппозиционных депутатов, видных общественных деятелей и др.;
  • Сохранение прежнего социально-экономического уклада, который становится фундаментом для нового строя;
  • Отсутствие четко разработанной руководящей идеологии, которой должно беспрекословно подчиняться все население страны;

4. Существует несколько  мнений о том, какой  именно  политический режим установился  в нашей стране на данный  момент. Я считаю, что наша страна находится на переходном этапе от одного режима к другому. Мне кажется, что наша страна не достигла такого уровня правового развития, для того что бы назвать её демократической страной. Но уже сделано многое для того что бы стать таковой.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации.- М.:АЙРИС-ПРЕСС.-2012.- С.3.

1.2 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ"О минимальном размере оплаты труда",  изменениями и дополнениями от: 3 декабря 2012 г.

  1. Научная и учебная литература

2.1 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Норма, 2004. – 283с.

2.2 Василика М.А. Практикум по политологи: Учебное пособие для вузов.- М.: Гарадарика, 1999.- с.387.

2.3 Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. – М.: Экономическая демократия, 1996. – 188с.

2.4 Ильин М.В. Приключения демократии в Старом и Новом Свете // Общественные науки и современность. – 1995. – № 3. – 321с.

2.5 Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- М.: Норма, Инфарм, 1999. — 408с.

2.6 Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. No6. 150с.

2.7 Кудрявцева Т.В.  Греческие философы о демократии // Философия и общество.-2008.-февр.(№1).- 318с.

2.8 Курскова Г.Ю. Политический режим российской федерации. Политико-правовой анализ: монография.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 410с. 

2.9 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. – М., 1993.- 458с.

2.10 Теория государство и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. 2.11 Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 785с.

2.12 Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

2.13 Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 1.- 96с.

2.14 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - М.: "Экономика", 1992.-  395с.

2.15 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – 350с.

2.17 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика.- М.: Интерпракс, 1995.- 187с.

2.18 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. – 1999. – 267с.

2.19 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. No2. 257с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Норма, 2004. – С. 183.

2 Теория государство и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 73.

3  Теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — С. 200.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. – 1999. – С.179.

5Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов//Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 1.- С. 28.

6 Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов//Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 1.-С. 27

7 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998. — С. 185.

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – С.125.

9 Кудрявцева Т.В.  Греческие философы о демократии// Философия и общество.-2008.-февр.(№1).-С.122-123.

10 Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. – М.: Экономическая демократия, 1996. –С. 104.

11 Ильин М.В. Приключения демократии в Старом и Новом Свете // Общественные науки и современность. – 1995. – № 3. – С. 71.

12 Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- М.: Норма, Инфарм, 1999. — С. 423.

13 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. – М., 1993. С.17.

14 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. – М., 1993. С.18.

15 Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. – М.: Экономическая демократия, 1996.

16 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - М.: "Экономика", 1992.-  С.104.

17 Василика М.А. практикум по политологи: Учебное пособие доя вузов.- М.: Гарадарика, 1999.-  С.95.

18 Василика М.А. практикум по политологи: Учебное пособие доя вузов.- М.: Гарадарика, 1999.-  С.97.

19 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика.- М.: Интерпракс, 1995.- С.37-38.

20 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. No2. С.8.

Информация о работе Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение