Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы не вызывает сомнения. Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим». Политический режим, получивший сегодня столь широкое признание в науке и практике, вместе с тем продолжает оставаться одним из тех явлений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не достаточно понятыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. 4

ГЛАВА 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ. 12

ГЛАВА 3. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ. 19

3.1 Тоталитарный политический режим. 19

3.2. Авторитарный политический режим. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

 

3. Либеральные многопартийные  авторитарные режимы, представляющие  своеобразный симбиоз авторитаризма  и демократии или, точнее, авторитарные  режимы с демократической тенденцией. Такие режимы можно рассматривать  как первую стадию становления  демократического режима. Это как  бы усеченный, ограниченный условиями  существования конкретного государства  демократический режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Политический режим, рассматривается  мной, как понятие, категория, институт. Как понятие, политический режим  отражает наиболее общие признаки определенного  класса предметов (явлений, а в данном случае также методов и отношений) – способа осуществления власти в конкретных государствах. Категория  «политический режим» - не просто основное понятие, а такое понятие, которое  в рамках государствоведения отражает формы движения социально - организованной материи (в данном случае - государства). Как особый институт действующего права  конкретно взятой страны политический режим представляет собой систему: внутренне согласованных юридических  норм различный отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и т.д.), регулирующий рассматриваемое явление в его  правовых взаимосвязях. Мне представляется, что для определения понятия  политического режима методологически  оправданным будет выявление  его общих признаков. По моему  мнению, его основные характерные  черты заключаются в следующим: 1) Политический режим недостаточно связывать лишь с формой государства  или формой правления, Политический режим тесно взаимосвязан с сущностью  и содержанием государства. 2) Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя составляющие ее структурные элементы в упорядоченное состояние и взаимодействие, обеспечивая их взаимосвязь и координацию. 3) Любой политический режим в своем существовании обращается к тем или иным методам, приемам, способам осуществления власти. 4) Политический режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

 

С моей точки зрения, под  политическим режимом, следует понимать, совокупность используемых при реализации политической власти методов, способов, приемов; динамический аспект и особое функциональное состояние существующей в обществе политической системы, обеспечивающее ее стабильность и обладающее собственными временными характеристиками. На мой  взгляд, необходимо проводить различие между политическим и государственным  режимами. Понятие политического  режима отражает содержание государства  и поэтому прямого отношения  к его форме не имеет. Дело в  том, что политический режим складывается в результате деятельности не только органов государства, но и политических партий, других общественных объединений  различных слоев населения, в  результате неорганизованной политической деятельности масс. Из сказанного видно, что политический режим характеризует  деятельность всей политической системы, а не только государства, поэтому  он не может быть включен целиком  в качестве элемента в понятие  формы государства. Для характеристики формы государства существенное значение имеет только определенная часть политического режима: та его  сфера, которая, связана с государственной  деятельностью, с методами осуществления  государственной власти. Данную сторону  политического режима можно назвать  государственным режимом. Государственный  режим отражает главное направление, существо методов деятельности государственной  власти, поэтому именно, он является одним из элементов формы государства.

 

Существовавшие в истории  и существующие в современном  мире политические режимы весьма многообразны. Типологию политических режимов  можно проводить по следующим  основаниям:

 

1. По способу формирования, органов государственной власти - демократические, недемократические  и квазидемократические;

 

2. По реализации принципа  разделения властей - режим разделения  и режим слияния властей;

 

3. По количеству правящих  субъектов - демократия, олигархия  и монократия;

 

4. По методам осуществления  политической власти - либеральные,  авторитарные и репрессивные;

 

5. По статусу и роли  в обществе органов безопасности, полиции и судов - полицейский  и правовой;

 

6. По состоянию прав  и свобод личности, отношению  к человеку - гуманный и антигуманный;

 

7. По взаимоотношению церкви  и государства - светский и  теократический;

 

8. По типу легитимного  господства и по форме авторитета  государственной власти - традиционный, харизматический и рациональный;

 

9. По степени политического  и идеологического плюрализма - плюралистический  и моноидеологический;

 

10. В зависимости от  наличия (отсутствия) институтов  гражданского общества -

 

«открытый» и «закрытый».

 

Демократическому политическому  режиму свойственны свободные и  регулярные выборы; функционирование государственного механизма на основе принципа разделения властей; правовой характер государства; политический плюрализм; наличие развитого гражданского общества; высокий уровень экономического развития страны; наличие фундаментальных  прав и свобод человека и гражданина, не только провозглашенных, но и гарантированных; гласность и открытость в действиях  государственных органов, партий и  других общественных объединений; сужение  в деятельности органов государственной  власти методов насилия, пресечения, исключение неправовых методов властвования (физического террора и репрессии); наличие у основных групп и  слоев общества демократической  политической культуры.

 

Для тоталитарного политического  режима характерны отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов  государственной власти, неправовой характер государства; монопольный  партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества; однопартийная монопольная система; срастание партийной и государственной  власти; исключительная роль лидера, вождя  при осуществлении власти; единственная официальная идеология; система  массового террора; тоталитарная личность со специфическими политическим сознанием, политической культурой, политическим поведением; «неприятие» демократических  прав и свобод; административно-командное  регулирование экономической жизнедеятельности  общества; контроль над всеми средствами массовой информации и цензура; относительная  поддержка власти широкими массами  населения; значительная самоизоляция общества.

 

Авторитарному политическому  режиму свойственны отчуждение народа от власти; значительный централизм в  руководстве обществом; руководство  и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно- административными, приказными методами; доминирование  в политической системе одной, правящей партии; во многом неправовой характер деятельности власти; ущемление прав и свобод граждан; армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих  против режима; все средства массовой информации и само ее содержание берутся  под строгий контроль государства. Указанные признаки свидетельствуют, что авторитаризм своими глубинными свойствами напоминает тоталитаризм, составляет близкий ему режим. Вместе с тем полностью отождествлять  тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются  немалые различия. В сравнении  они могут быть представлены следующим  образом:

 

I. Различие в основном  элементе политической системы. 2. Роль идеологии в жизни общества. 3. Механизм установления' политического  режима. 4. Отношение масс к режиму. 5. Отношение масс к политическому  лидеру. 6. Характер взаимоотношений  государства и гражданского общества. 7. Характер контроля над обществом. 8. Степень вовлеченности населения  в политическую жизнь. 9. Методы  осуществления политической власти. 10. Характер регламентов и норм  функционирования общества. II. Степень  допускаемого политического плюрализма. 12. Положение лидера режима в  системе власти. 13. Методы экономического  регулирования.

 

В типологию авторитарных политических режимов нами включены такие режимы как консервативные (консервативные «суперпрезидентские» республики, самодержавные, однопартийные, олигархические), военные, либеральные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. - 672с.

 

2. Арон Р. Демократия  и тоталитаризм. - М., 1993. - 303с.

 

3. Боровиков А.П. Понятие  политического режима. - Спб., 1996. - 17с.

 

4. Боровиков А.П. Признаки  авторитаризма. Спб., 1996. - 7с.

 

5. Боровиков А.П. Признаки  и формы тоталитаризма. - Спб., 1996. - 12с.

 

6. Бурлацкий Ф.М. Ленин.  Государство. Политика. - М., 1970. - 414с.

 

7. Бурлацкий Ф.М., Галкин  А.А. Социология. Политика. Международные  отношения. - М., 1974. - 326с.

 

8. Вопленко Н.Н. Социалистическая  законность и применение права. - Саратов, 1993.-110с.

 

9. Громыко А.Л. Политические  режимы. - М., 1994. - 65с.

 

10. Гулиев В.Е. Демократия  и современное империалистическое  государство. - М., 1990. - с.11.

 

11. Демократия в Западной  Европе 20 века./ Отв. ред. М.И. Наринский  - М., 1996.-208с.

 

12. Дзодзиев В. Проблемы  становления демократического государства  в России. - М . , 1996.-304с.

 

13. Кашкин С.Ю. Политический  режим в современном мире: понятие,  сущность,

 

тенденция развития. - М., 2003. - 56с.

 

14. Ковлер А.И., Смирнов  В.В. Демократия и участие в  политике: краткие очерки истории  и теории. - М., 1996. - 192с.

 

15. Курс лекций по политологии.  Учеб. пособие для вузов./ Отв.  ред. М.Х. Фарукшин. - Казань, 2004. - 372с.

 

16. Лово Ф. Ведущие современные  демократии. - М., 2002. -13с.

 

17. Манов Г.Н. О понятии  формы государства. - Учен. зап. Тадж. ун-та, 1956, т.9, вып.4, с.7.

 

18. Основы теории политической  системы./ Отв. ред. Ю.А. Тихомиров,  В.Е. Чиркин.-М., 1995.-248с.

 

19. Современная буржуазная  политическая наука: проблемы  государства и демократии./ Под  общей ред. Г.Х. Шахназарова. - М., 1992. - 336с.

 

20. Стародубский Б.А. Политические  режимы европейских буржуазных  стран. -

 

Свердловск, 1989. - 180с.

 

21. Теория политики. Вайтин  М.И., Демидов А.И., Матузов Н.И. - Саратов, 2004.-186с.

 

22. Хайек Ф.А. Дорога  к рабству. - М., 1992. - 176с.

 

23. Хэллоуэлл Д. Моральные  основы демократии. - М., 1993. - 144с.

 

24. Цыганков А.П. Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика. - М., 1995. - 294с.

 

25. Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство: введение  в

 

теорию.-М., 2003.-141с.

 

26. Andreski S. Max Webers Errors., 1984.

 

27. Curtis M. Totalitarianism. New Brunswick, 1980. - 128p.

 

28. Fridrich C.J., Brzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Canibridge, 1959.

 

29. Handbook of political science, vol.3, p.247.

 

 

 

[1]Вопленко Н.Н. Социалистическая  законность и применение права. - Саратов, 1993. - с. 26.

 

 

[2] Основы теории политической  системы. /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров,  В.Е. Чиркин - М., 1995. - С.100.

 

[3]Кашкин СЮ. Политический  режим в современном мире: понятие,  сущность, тенденция развития. - М., 2003. - 56с. 

 

[4] Вопленко Н.Н. Социалистическая  законность и применение права. - Саратов, 1993. - с.11.

 

[5] Манов Г.Н. О понятии  формы государства. - Учен. зап. Тадж. ун-та, 1956, т.9, вып.4, с.7.

 

 

[6] Стародубский Б.А. О  классификации форм буржуазных  государств. - Свердловск, 1989. -С.480.

 

 

[7] Шмачкова Т.В. Из основ  политологии Запада. - Полис. -2001. - №2. - с.133-145.

 

[8]Цыганков А.П. Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика. - М., 1995.-c.16.

 

 

 

[9] Сумбатян Ю.Г. Исторический  генезис и сущность политических  режимов.// Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. -1995. - №6. - с.64-73.

 

 

[10] Боровиков А.П. Понятие  политического режима. - Спб., 1996. - 17с.

 

 

[11]Кашкин СЮ. Политический  режим в современном мире: понятие,  сущность, тенденция развития. - М., 2003. - 56с.

 

 

[12] Цыганков А.П. Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика. - М., 1995.-c.16.

 

 

[13] Цыганков А.П. Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика. - М., 1995.-c.16.

 

 

[14] Курс лекций по политологии./ Ред. М.Х. Фарукшин. - Казань, 2004. - 372с.

 

[15] Ковлер А.И., Смирнов  В.В. Демократия и участие в  политике: краткие очерки истории  и теории.-М., 1996.-С.192.

 

 

[16] Философская энциклопедия. - М., 1960, т.1. - с.456.

 

 

[17] Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. - М., 1972, т.8. - с.80.

 

[18] Цитата по: Демократия  в Западной Европе 20 века. Отв.  ред. М.И. Наринский. - М., 1996. -с.З.

 

 

[19] Современная буржуазная  политическая наука. Проблемы  государства и демократии./ Под  общей ред. Г.Х. Шахназарова. - М., 1992. - с.336.

 

 

[20] Гулиев В.Е. Демократия  и современное империалистическое  государство. - М., 1990. - с.11.

 

 

[21] Хэллоуэлл д. Моральные  основы демократии. - М., 1993. - с.54.

 

[22]Шмачкова Т.В. Из основ  политологии Запада: характер режимов,  гражданское общество и партийные  системы при демократии. // Полис. -2001. - №2. - с.133-145.

 

 

 

[23] Лово Ф. Ведущие современные  демократии. - М., 2002. - с.10.

 

 

[24] Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство: введение  в историю. - М., 2003.-c.141.-128

 

 

[25]Четвернин В.А. Концепция  советского правового государства.// Право и власть. М., 1990. -С.126.

 

 

 

[26] Дзодзиев В. Проблемы  становления демократического государства  в России. - М., 1996. -С.138.

 

 

[27] Громыко А.Л. Политические  режимы. - М., 1994. - с. 60.

 

[28] Бурлацкий Ф.М., Галкин  А.А. Социология. Политика. Международные  отношения. М., 1974. с.184,188.

 

 

[29] Бурлацкий Ф.М. Ленин.  Государство. Политика. М., 1970. -с.414.

 

[30] Теория политики. Байтин  М.И., Демидов А.И., Матузов Н.И.  Саратов, 2004. - с.186.

 

 

[31] Цитата по: Пленков О.Ю.  О содержании понятия «тоталитаризм».// Преподавание истории в школе.-2001.-№1.-с.65.

 

 

[32] Хайек Ф.А. Дорога  к рабству. - М., 1992. - с. 176.

 

 

[33] Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. - с.672.

 

 

[34] Fridrich C.J., Brzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge.1959.p.3.

 

 

[35] Цитата по: Вопросы философии. -2002. - №11/12. - с.35.

 

 

[36] Арон Р. Демократия  и тоталитаризм. - М., 1993. - с.301.

 

 

[37] Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996, - с.460.

 

 

 

[38] Боровиков А.П. Признаки  и формы тоталитаризма. - Спб., 1996. - с.12.

 

 

[39] Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М.. 1996. - с.594.

Информация о работе Политический режим