Политический режим как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
- типология политических режимов
- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
Типология политических режимов………………………………………….15
Демократические режимы……………………………………………16
Недемократические режимы………………………………………...20
3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20
3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23
Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........28
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 50.02 Кб (Скачать файл)

Приволжский филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

     Политический режим как элемент формы государства

 

 

                                                                                                                                                                            Дисциплина: теория государства и права

             Заочная форма обучения

            Специальность

            «Юриспруденция»

            Кафедра_______________

            ______________________

             Студент 1 курса

           Группы 10/з-102

         

            Научный руководитель

             ____________

Работа защищена

Оценка___________________

Подпись научного руководителя

____________________________

«______»______________200__г.

 

 

 

Н.Новгород 2010г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
  2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
  3. Типология политических режимов………………………………………….15
    1. Демократические режимы……………………………………………16
    2. Недемократические режимы………………………………………...20

3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20

3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23

  1. Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25

Заключение………………………………………………………………….........28

Литература……………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Современная  Россия переживает сложный период  своего развития, когда наиболее  остро возникают проблемы, связанные  с укреплением государственности, федеративного устройства, проведением  экономической и правовой реформы, урегулированием национальных отношений, становлением гражданского общества, правового государства, защитой  прав человека.

     Все эти  проблемы теснейшим образом связаны  с функционированием политического  режима, с системой властных отношений, государственного управления, развитием  демократии, методами и способами  проведения внутренней и внешней  политики, упрочением законности  и правопорядка.

     Вполне закономерно, что категория политического  режима приобретает сегодня исключительную  актуальность для юридической  науки и практики, требует серьезной  теоретической разработки, осмысления.

     Политический  режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым  элементом формы государства, своеобразным "барометром", определяющим состояние  и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций  развития, взаимодействия с гражданским  обществом, сочетание силовых и  несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического  плюрализма, готовности к сотрудничеству  и компромиссам.

     Индивидуализируя  и конкретизируя форму государства, политический режим охватывает  все основные компоненты политической  системы общества, все ее слагаемые (связи, отношения, учреждения, институты  и т.д.).

     В отечественном  государствоведении и правоведении  понятие политический режим вводится  в научный оборот лишь в 60-годы нашего века. Среди первых работ в этой области следует назвать исследования Э.Л. Розина, Н.П. Фарберова, И.Д. Левина, B.C. Петрова, Ф.М. Бурлацкого, В.О. Тененбаума, Л.И. Каска и др.

     Многогранность  понятия "политический режим" и связанной с ним категории "политическая власть" порождает  дискуссии по ряду ключевых  вопросов проблемы (является ли  политический режим составной  частью формы государства; типология  политических режимов, особенности  российского политического режима, соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть и  др.)

     Актуальность  темы обусловлена тем, что происходящие  в России экономические, социальные, политические процессы не могут  не оказывать влияния на политическую  сферу, что, в свою очередь, влечёт  эволюцию такой важной характеристики  политической системы, как политический  режим. В настоящее время редко  можно встретить какой-либо другой  термин, который использовался бы  столь часто, как «политический  режим».

     Проблема политического  режима в настоящее время вызывает  немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё  большее значение данная тема  приобретает в условиях переходных  состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров  развития. Это относиться и к  современной России.

     Цель данной  курсовой работы заключается  в комплексном и всестороннем  теоретическом анализе политического  режима применительно к современным  условиям и реалиям.

     В соответствии  с этим были определены и  основные аспекты исследования:

- политический режим  как совокупность методов, способов  и средств осуществления власти

- легитимность власти  как необходимая предпосылка  оформления политического режима

- типология политических  режимов

- правовая культура и  правосознание как средство и  условие стабилизации и гуманизации  политического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

     Политический (государственный) режим - это система  методов, способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего, отражаются  на его режиме, а он влияет  на форму правления и форму  государственного устройства.

     Согласно одной  точке зрения, понятия "политический  режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

     По мнению  других авторов, понятие "политический  режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку  включает в себя методы и  приемы осуществления политической  власти не только со стороны  государства, но и со стороны  политических партий и движений, общественных объединений, организаций  и т.п.

     Политический  режим представляет собой совокупность  способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными  лицами, государственной властной  воли

     Политический  режим обеспечивает:

  1. Стабильность и определенную упорядоченность политической власти;
  2. Управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
  3. Достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

     Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

     Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения; характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;

- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 

 

 

 

  1. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

     Легитимность  означает признание населением  данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается  массами, а не просто навязывается  им. Массы согласны подчиняться  такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок  наилучшим для страны. Конечно, в  обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные  с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность  власти означает, что её поддерживает  большинство, что законы исполняются  основной частью общества.

     В политологии  используется также термин «легальность»  власти. Легальность и легитимность — не одно то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств, в которых слаборазвита политическая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это, как правило, не результат закономерных процессов, а следствие каких-либо особых обстоятельств. По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой. Далее идет, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности.

Информация о работе Политический режим как элемент формы государства