Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
- типология политических режимов
- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
Типология политических режимов………………………………………….15
Демократические режимы……………………………………………16
Недемократические режимы………………………………………...20
3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20
3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23
Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........28
Литература………………………………………………………………
Приволжский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Политический режим как элемент формы государства
Заочная форма обучения
Специальность
«Юриспруденция»
Кафедра_______________
______________________
Студент 1 курса
Группы 10/з-102
Научный руководитель
____________
Работа защищена
Оценка___________________
Подпись научного руководителя
____________________________
«______»______________200__г.
Н.Новгород 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.2.1Тоталитаризм…………………………………
3.2.2 Авторитаризм………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современная
Россия переживает сложный
Все эти
проблемы теснейшим образом
Вполне закономерно,
что категория политического
режима приобретает сегодня
Политический
режим является наиболее
Индивидуализируя
и конкретизируя форму
В отечественном
государствоведении и
Многогранность
понятия "политический режим"
и связанной с ним категории
"политическая власть" порождает
дискуссии по ряду ключевых
вопросов проблемы (является ли
политический режим составной
частью формы государства; типология
политических режимов, особенности
российского политического
Актуальность
темы обусловлена тем, что происходящие
в России экономические, социальные,
политические процессы не
Проблема политического
режима в настоящее время
Цель данной
курсовой работы заключается
в комплексном и всестороннем
теоретическом анализе
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти
как необходимая предпосылка
оформления политического
- типология политических режимов
- правовая культура и
правосознание как средство и
условие стабилизации и
Политический
(государственный) режим - это система
методов, способов и средств
Согласно одной
точке зрения, понятия "политический
режим" и "государственный режим"
можно расценивать как
По мнению
других авторов, понятие "политический
режим" более широкое, чем понятие
"государственный режим", поскольку
включает в себя методы и
приемы осуществления
Политический
режим представляет собой
Политический режим обеспечивает:
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:
- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
- тип политического поведения; характер политического лидерства;
- доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;
- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии
используется также термин «
Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств, в которых слаборазвита политическая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это, как правило, не результат закономерных процессов, а следствие каких-либо особых обстоятельств. По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой. Далее идет, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности.
Информация о работе Политический режим как элемент формы государства