Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
- типология политических режимов
- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
Типология политических режимов………………………………………….15
Демократические режимы……………………………………………16
Недемократические режимы………………………………………...20
3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20
3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23
Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........28
Литература………………………………………………………………
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ totalitas”- цельность, полнота и “totalis ” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
В зависимости
от господствующей идеологии
тоталитаризм обычно
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм - правоэкстремистское
политическое движение, возникшее
в обстановке революционных
Третья разновидность
тоталитаризма - национал- социализм. Как
реальный политический и
И все же
тоталитаризм - исторически обреченный
строй. Это общество - самоед, не способное
к эффективному созиданию, рачительному,
инициативному хозяйствованию
3.2.2 Авторитаризм
Одним из
наиболее распространенных в
истории типов политической
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
Исходя из
вышеизложенного, авторитаризм- политический
режим, при котором неограниченная
власть сконцентрирована в
Слабыми сторонами
авторитаризма являются полная
зависимость политики от
Между тем, к достоинствам авторитаризма следует отнести высокую способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
В современных
условиях пост
Правовая
культура - часть общей культуры
данного общества. Она тесно связана
с правосознанием, опирается на
него, но представляет собой
Правовая
культура диктует каждой
Правосознание
- это представления и понятия,
выражающие отношение людей к
действующему праву, знание меры,
в поведении людей с точки
зрения прав и обязанностей, законности
и противозаконности; это правовые
теории, правовая идеология. Правосознание
является идейным выражением
объективных общественных
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания оно относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.
Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей.
С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.
Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность правового регулирования.
Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.
Правосознание следует поделить на два типа: демократический и антидемократический. Демократический опирается на достаточно развитое правосознание, признающее верховенство закона и равенство всех перед ним; использование преимущественно методов убеждения. Антидемократический отличительными чертами является не развитость юридического мышления; карательная направленность законодательства, преобладание в нем запретов, а не дозволений; ущемление естественных прав граждан, идеологизация общественных отношений.
Заключение
Если проанализировать политический режим современной России, можно рассмотреть несовпадение интересов государства и общества. По моему мнению, в стране не демократический, а скорее авторитарно-демократический режим, это обуславливается тем, что правящая элита взяла под контроль исполнительную, законодательную, а в некоторых случаях и судебную власть, тем самым проводя политику сосредоточения всех ресурсов власти у одной партии. Это дает возможность разрабатывать и принимать законы, не учитывая интересы общества. В условиях экономического кризиса и результатов недавних выборов, социальная обстановка накаливается, что может привести к массовым недовольствам и не доверие масс существующему режиму.
Информация о работе Политический режим как элемент формы государства