Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа
Актуальность. В Конституции 1993 года содержатся положения, дающие право определять политический режим современной Российской Федерации как демократический, однако, в реальной действительности политическая система России не отвечает общепринятым критериям демократии. В то же время, политическая власть не использует явных недемократических методов традиционных тоталитаризма и авторитаризма. Следовательно, можно говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Особенностью современного развития России является то, что интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Введение3
1.Политический режим5
1.1. Понятие и признаки политического режима5
1.2. Классификация и типы политических режимов.7
2.Историческое становление политического режима в России10
2.1. Политическая жизнь дореволюционной России10
2.2. Советский политический режим12
3.Политический режим современной России19
Заключение27
Список использованной литературы28
Автономная некоммерческая образовательная организация
Высшего профессионального образования
«Одинцовский гуманитарный институт»
Юридический факультет, кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
На тему «Политический режим современной России»
Выполнила студентка первого курса группы ЮБ-11 Еськина Дарья Константиновна
Научный руководитель работы Лимонцева Валентина Алексеевна, доцент, к.ю.н.
К защите________________________
Работа защищена с оценкой_____________________
г. Одинцово, 2013 год.
Содержание.
Введение3
1.Политический режим5
1.1. Понятие и признаки политического режима5
1.2. Классификация и типы политических режимов.7
2.Историческое становление
2.1. Политическая жизнь дореволюционной России10
2.2. Советский политический режим12
3.Политический режим
Заключение27
Список использованной литературы28
Введение.
Актуальность. В Конституции 1993 года содержатся положения, дающие право определять политический режим современной Российской Федерации как демократический, однако, в реальной действительности политическая система России не отвечает общепринятым критериям демократии. В то же время, политическая власть не использует явных недемократических методов традиционных тоталитаризма и авторитаризма. Следовательно, можно говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Особенностью современного развития России является то, что интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Таким образом, вопрос о современном политическом режиме Российской Федерации является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков, широкой общественности и, соответственно, для меня.
Степень научной разработанности. Существует достаточное число оппозиционно настроенных политиков, политологов и средств массовой информации, которые утверждают, что в стране протекает реставрация разрушенного политического режима. В качестве аргументов они приводят неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость оппозиционных партий, номинальную, а не реальную свободу средств массовой информации. Разного рода политические деятели, журналисты, писатели-публицисты и другие заинтересованные в данном вопросе люди пытаются выразить совою точку зрения в различных статьях, научных работах и даже книгах, однако единого мнения на этот счет пока нет. Да и в самом обществе нет определенного мнения о политическом режиме страны. По данным АНО «Левада-Центр» на вопрос «Существует ли в сегодняшней России демократия?» 8% респондентов ответили «несомненно, да», 40% - «отчасти, да», 31% - «пока не утвердилась», 14% отметили снижение уровня демократичности государства и 8% затруднились ответить на этот вопрос.1
При написании данной работы мной была поставлена следующая цель: выявить специфику и особенности политического режима современной России; понять, какой режим все-таки характерен для нашей страны; рассмотреть этот вопрос с исторической, социологической, правовой и философской точки зрения. Объектом исследования является политическая система, предметом – политический режим современной России.
1. Политический режим.
1.1. Понятие и признаки политических режимов.
Для того чтобы определить политический режим современной России необходимо разбираться в самом понятии «политический режим». Итак, политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.2 В целом это понятие выражает характер взаимоотношений государства и индивида. Все средства и методы, которые государство использует при отправлении своей власти, отражают степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим
На основании современных
определений политического
- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- степень реализации политической власти непосредственно народом;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
- тип политического поведения; характер политического лидерства;
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.3
1.2. Классификация и типы политических режимов.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию политических режимов: по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется. Подобный подход вполне актуален и сейчас, ведь политический режим определяется не только социальными, политическими и экономическими факторами государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Демократический режим основывается на том, что единственным источником власти является народ, который избирает государственную власть и как бы вверяет ей управление страной. Политическая власть при данном режиме носит легитимный характер и во всех своих действиях опирается на существующие законы, все живут по принципу: «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами». Законодательная, исполнительная и судебная власти отделены друг от друга и друг друга уравновешивают. Так же важной его характеристикой является политический плюрализм, предполагающий создание биполярной или многопартийной политической системы. Демократия характеризуется высокой степенью реализации прав человека, а ее более широкая и разнообразная нравственная природа предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, вероисповедания и т.д.
Авторитарный режим – это такая система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом, а участие народа сводится к минимуму. В роли диктатора может выступать как один конкретный человек, так и целая элитарная группа, и, если этим лицом является королевская (царская, императорская) семья, то в этом случае в стране царит абсолютная монархия. Власть, подчинение и порядок при авторитаризме ценятся во много раз больше, чем свобода и участие народа в политической жизни. Обществу навязывается определенная идеология, демократические свободы отменяются, конституционные институты если и существуют, то лишь формально, оппозиции не существует, а власть контролирует все сферы жизни общества. Нравственная природа авторитарного режима – это, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан.
Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитаризма, при котором государство стремится установить тотальный контроль над обществом и каждым гражданином в отдельности, что обычно совершается силовыми методами. При тоталитаризме главенствует единая идеология, существует одна массовая партия, возглавляемая лидером, наделенным исключительной харизмой, государство обладает монополией на средства массовой информации и все средства вооружения, средством контроля обществе является система методов насилия и террора, контроль над экономикой жестко централизован.4
В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимосвязи государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле политических режимов гораздо больше. Их разнообразие обусловлено влиянием на них множества факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Кроме того на этот режим влияют еще и традиции, а так же своего рода общественно-политическая «атмосфера», которая складывается порой вопреки интересам тех, кто стоит у власти. Безусловно, при таком количестве факторов политический режим государства редко достигает демократической или антидемократической крайности.
2.Историческое
становление политического
2.1. Политическая жизнь дореволюционной России.
Разберемся в исторических предпосылках формирования существующего политического режима, рассмотрим истоки этого явления, заложенного как в советском, так и дореволюционном обществе.
Итак, последнее десятилетие существования самодержавной власти пришлось на период, когда страна окончательно встала на капиталистические рельсы. Правящая элита не могла опустить барьер перед неизбежной индустриализацией страны, поэтому царизм продемонстрировал различные подходы к политической и экономической модернизации. За Россией уже был закреплен ранг великой державы, но она не могла сохранить его без мощной промышленности, и государство оказывало содействие промышленности при помощи таких рычагов как протекционистские тарифы, создание современной инфраструктуры, финансирование предприятий за счет иностранных займов. В то же время царская власть все-таки приступила к преобразованиям в аграрном секторе, которые вели к разрешению натурального крестьянского хозяйства и расширению капиталистической базы. Вместе с тем самодержавие не затронуло землевладений, сословных привилегий и других пережитков, тормозивших формирование буржуазных отношений.
Модернизация в политической сфере сильно отставала от экономических преобразований, такой ход событий был традиционным для России, но он обеспечивал очень медленное движение вперед, поэтому баланс сил, столкнувшихся в революционные годы, был подведен третьеиюньской политической системой. Эта система стала как бы компромиссом между различными группировками политической верхушки. Самодержавие сделало первый шаг к конституционной монархии, хотя сам по себе этот шаг был половинчатым. Правительственный лагерь не допустил к реальной власти даже умеренных либералов, перекроил избирательный закон в соответствии со своими интересами, постоянно нарушал и без того урезанные права законодательных учреждений. В условиях российской действительности, где социальные антагонизмы достигли своей критической точки и за сравнительно короткие исторические сроки (всего 12 лет) трижды перерастали в мощные народные революции, где политическая линия на консенсус воспринималась и со стороны правительственного, и со стороны революционно-демократического лагеря как предательство, где единственно эффективным средством признавалось насильственное решение объективно назревших задач, либеральная альтернатива, рассчитанная на мирные, конституционные, формы борьбы, оказалась нереализованной. На протяжении ряда лет царь находил с Думой взаимопонимание по многим вопросам, что позволило провести ряд важнейших законов, однако, спустя несколько лет, такой порядок взаимоотношений начинает постепенно разрушаться. Кризис, а затем и распад третьеиюньской системы был обусловлен тем, что самодержавный режим постепенно стал лишаться поддержки либерально-промышленных кругов России.