Понятие закона. Его признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в правовой системе  современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

- особый  субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

- учредительный,  первичный характер конституционных  установлений;

- всеохватывающий  объект конституционной регламентации,  т. е. та сфера общественных  отношений, воздействие на которые  она распространяет;

- особые  юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и  др.

Рассмотрим эти особенности.

1. Конституция  в современном значении этого  понятия является актом, который  принимается народом или от  имени народа.

Эта сущностная черта конституции и  поныне признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно конституции  большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

В советских  конституциях такая форма впервые  была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, последняя записала: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принимает и провозглашает  настоящую Конституцию» (в последующих  редакциях преамбулы эти слова  были сняты)12.

Идею  о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977 г.

В Конституции  Российской Федерации 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «мы, многонациональный  народ Российской Федерации... принимаем  Конституцию Российской Федерации»13. Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность  субъекта, принимающего конституцию  обусловливает и вторую существенную  черту понятия конституции –  ее учредительный характер. Поскольку  народ в демократическом государстве  является носителем суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее  высшим проявлением, как учредительная  власть. В содержание последней  вкладывается именно право принимать  конституцию и посредством ее  учреждать те основы общественного  и государственного устройства, которые выбирает для себя  данный народ. Только учредительная  власть может изменить, в том  числе и самым радикальным  образом, основы устройства общества  и государства. 

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран  служит этому подтверждением. Через  конституции получали легитимность принципиальные изменения всего  общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция  РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно  на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учрежденных ею властей, в том числе и для законодательной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью  и учрежденной, представлена достаточно широко.

Учредительная природа конституции проявляется  и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного  государства. Так, законы не могут противоречить  конституции. Указы Президента не должны противоречить конституции и  федеральным законам, постановления  Правительства не могут противоречить  конституции, федеральным законам, указам Президента. У конституции  нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует вывод о  том, что содержание конституционных  установлений определяется произвольно, что в нее могут быть включены любые нормы.

На  процесс выработки конституции  воздействует широкая система факторов – экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

3. Важной  чертой, характеризующей понятие  конституции, является особый  предмет конституционного регулирования,  т. е. специфика того слоя  общественных отношений, которые  она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области  жизни общества – политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

4. Конституцию отличают и особые  юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это означает, что  не юридические свойства являются основой  ее особого статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции.

Она выражается:

- в  верховенстве конституции; 

- в  ее высшей юридической силе;

- в  ее роли как ядра правовой  системы; 

- в  особой охране конституции; 

- в  особом порядке принятия и  пересмотра конституции, внесения  в нее поправок.

Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

1. В  ней впервые получил конституционное  закрепление принцип верховенства  Конституции Российской Федерации.  Ни в одной из прежних конституций  России такого положения не  содержалось. Не закреплялось  оно и применительно к характеристике  Конституции бывшего СССР.

Установление  в ст. 4 ч. 2 Конституции принципа верховенства Конституции Российской Федерации  на всей территории России значимо  в различных аспектах. В этом прежде всего отражается утверждение в  нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового  государства. В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство  конституции означает также, что  с ее принципами, нормами, заложенными  в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том  числе и республик, которые также  имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о  необходимости соответствия конституций  республик Конституции России.

Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции  республик в число правовых актов  России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности  несоответствия конституции республик  Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения  этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В  ст. 15 Конституции Российской Федерации  закрепляется, что Конституция Российской  Федерации имеют высшую юридическую  силу и прямое действие и  применяется на всей территории  России. Это юридическое свойство  Конституции имеет иное содержание  по сравнению с принципом ее  верховенства.

Высшая  юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  России, и что органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции  выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция  является ядром правовой системы  России. Ее принципы и положения  играют направляющую роль для  всей системы текущего законодательства.

Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные  органы, их наименования, юридическую  силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой  Конституции названы многие федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, которые должны быть приняты  в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции  относится ее особая охрана.

В этом задействована вся система органов  государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент  России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется  соблюдать и защищать Конституцию  Российской Федерации.

Президент вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.

Важную  роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации законов и  иных нормативных актов как федеральных  органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий  Конституции Российской Федерации  международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию  отличает и особый, усложненный  порядок ее пересмотра и внесения  поправок. Об этом сказано в  Федеральном законе от 4 марта  1998г. «О порядке принятия и  вступления в силу поправок  к Конституции Российской Федерации».

Право принятия Конституции не относится  к компетенции какого-либо органа государственной власти. Установлено  лишь, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71). Тем самым, Конституция свидетельствует  о том, что она восприняла концепцию  установления конституции особой учредительной  властью, а не учрежденной, не обычной  законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к  полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять  ее 2/3 голосов от общего числа его  членов или внести на всенародное  голосование. В случае референдума  Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в голосовании.

Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в соответствии с Конституцией федеральным конституционным  законом.

Конституция в ст. 134 ввела новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут  инициировать процесс пересмотра Конституции  или внесения в нее поправок. По прежней Конституции этот вопрос не регламентировался, и на практике это приводило к тому, что голосом  одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении  того или иного положения Конституции.

Теперь  предложение о поправках и  пересмотре положений Конституции  могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов  Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы.

На  повышение стабильности Конституции  направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным  Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложение о пересмотре статей этих глав требует  очень значительной поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число  должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при  такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное  Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает  проект новой Конституции.

Поправки  в соответствии с Конституцией допускаются  только к главам 3-8. Они принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов  Государственной Думы.

Кроме этого, Конституция закрепляет в  качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее  чем 2/3 субъектов Федерации.

Положение Конституции о ее изменениях относятся  только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей  состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании  в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса  субъектов вносятся изменения в  ст. 65. При изменении наименования субъектов федерации, что относится  к их собственной компетенции, новое  наименование подлежит включению в  ст. 65 Конституции без особых процедур.

Информация о работе Понятие закона. Его признаки, виды