Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.
Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
- особый
субъект, который
- учредительный,
первичный характер
- всеохватывающий
объект конституционной
- особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.
Рассмотрим эти особенности.
1. Конституция
в современном значении этого
понятия является актом,
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».
В советских конституциях такая форма впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, последняя записала: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты)12.
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977 г.
В Конституции
Российской Федерации 1993 г. наиболее последовательно,
по сравнению со всеми предшествующими,
отражен рассматриваемый
2. Особенность
субъекта, принимающего конституцию
обусловливает и вторую
Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит этому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.
Именно
на признании Конституции в
В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и учрежденной, представлена достаточно широко.
Учредительная
природа конституции
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в нее могут быть включены любые нормы.
На
процесс выработки конституции
воздействует широкая система факторов
– экономических, политических, внешнеполитических,
международно-правовых, социальных, исторических,
сила традиций, преемственность
3. Важной
чертой, характеризующей понятие
конституции, является особый
предмет конституционного
Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества – политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они
производны от перечисленных выше сущностных
черт конституции. Это означает, что
не юридические свойства являются основой
ее особого статуса в правовой
системе, а наоборот, последний предопределяет
юридическую специфику
Она выражается:
- в верховенстве конституции;
- в ее высшей юридической силе;
- в ее роли как ядра правовой системы;
- в особой охране конституции;
- в
особом порядке принятия и
пересмотра конституции,
Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.
1. В
ней впервые получил
Установление
в ст. 4 ч. 2 Конституции принципа верховенства
Конституции Российской Федерации
на всей территории России значимо
в различных аспектах. В этом прежде
всего отражается утверждение в
нашей стране конституционного строя,
стремление к созданию правового
государства. В признании верховенства
конституции заложена идея, не свойственная
прежним советским
Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе
верховенства Конституции Российской
Федерации отражается и федеративный
характер нашего государства. Верховенство
федеральной Конституции
Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности несоответствия конституции республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.
2. В
ст. 15 Конституции Российской
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. Конституция
является ядром правовой
Именно
Конституция определяет сам процесс
правотворчества –
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. К юридическим свойствам
В этом
задействована вся система
Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.
Важную
роль в охране Конституции играет
Конституционный Суд. Он рассматривает
дела о соответствии Конституции
Российской Федерации законов и
иных нормативных актов как
5. Конституцию
отличает и особый, усложненный
порядок ее пересмотра и
Право
принятия Конституции не относится
к компетенции какого-либо органа
государственной власти. Установлено
лишь, что принятие Конституции Российской
Федерации составляет предмет исключительной
компетенции Российской Федерации
(ст. 71). Тем самым, Конституция свидетельствует
о том, что она восприняла концепцию
установления конституции особой учредительной
властью, а не учрежденной, не обычной
законодательной властью. Принятие
новой Конституции отнесено к
полномочиям Конституционного Собрания,
которое только и может принять
ее 2/3 голосов от общего числа его
членов или внести на всенародное
голосование. В случае референдума
Конституция считается
Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом.
Конституция
в ст. 134 ввела новую норму, определяющую
перечень субъектов, которые могут
инициировать процесс пересмотра Конституции
или внесения в нее поправок. По
прежней Конституции этот вопрос
не регламентировался, и на практике
это приводило к тому, что голосом
одного депутата без какой-либо предшествующей
подготовительной процедуры запускался
механизм голосования об изменении
того или иного положения
Теперь
предложение о поправках и
пересмотре положений Конституции
могут вносить Президент
На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.
Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.
Кроме этого, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения в ст. 65. При изменении наименования субъектов федерации, что относится к их собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.