Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа
Современная Россия выбрала путь прогрессивного развития общества, всех сфер его жизнедеятельности, в том числе правовой. Осуществление процессов демократической трансформации общества, эффективная реализация закрепленных в Конституции целей развития России, становление новой политико-правовой системы, гражданского общества и правового государства предполагают значительную работу по повышению уровня профессионального правосознания и правовой культуры населения нашей страны.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов.
Введение 3
1.Понятие, виды, структура правовой культуры 5
Понятие правовой культуры 5
1.2. Виды правовой культуры 12
1.3. Структура правовой культуры 18
2. Формирование правовой культуры в современном обществе 21
Заключение 24
Список использованной литературы
Введение
1.Понятие, виды,
структура правовой культуры
1.2. Виды правовой
культуры
1.3.
Структура правовой культуры
2. Формирование
правовой культуры в
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы «Понятие и виды правовой культуры» обусловлена следующим:
Современная Россия выбрала путь прогрессивного развития общества, всех сфер его жизнедеятельности, в том числе правовой. Осуществление процессов демократической трансформации общества, эффективная реализация закрепленных в Конституции целей развития России, становление новой политико-правовой системы, гражданского общества и правового государства предполагают значительную работу по повышению уровня профессионального правосознания и правовой культуры населения нашей страны.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов.
В
научной и общественной политической
литературе активно обсуждаются
проблемы развития российского общества
на современном этапе, его правовой
системы, присущие ей противоречия и недостатки.
Решение данных проблем исследователи
видят в совершенствовании действующего
законодательства и организационных структур,
осуществляющих правоприменительную
деятельность. Однако многие исследователи
игнорируют личностный фактор и забывают
о том, что эффективность функционирования
любой сферы общественной жизни напрямую
зависит от конкретных людей, которые
ее профессионально осуществляют. «Применительно
к сфере юридической деятельности это
означает: каковы юристы-профессионалы,
такова и правовая система общества. Если
в целом это люди с низким уровнем правовой
культуры, то здесь не помогут и лучшее
законодательство, и заимствования из
самой продвинутой страны»1.
1.1. Понятие правовой культуры
В философской литературе понятие культуры рассматривалось с разных позиций. Так, в начале XX века российский мыслитель Николай Трубецкой, рассматривая культуру в контексте развития человеческой цивилизации, отмечал, что «культура в каждый данный момент представляет из себя сумму получивших признание открытий современного и предшествующих поколений данного народа»2. В советский период уже с марксистских материалистических позиций определялось, что «культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе его общественно-исторической практики»3. В качестве необходимого компонента содержания культуры включался и образовательный уровень народа.
В
современной философской
Разнообразие подходов к определению понятия культуры в философии свидетельствует о его неоднозначности.
Если выделить в этих положениях наиболее общее и существенное, то окажется, что культура является процессом и результатом человеческой деятельности; имеет предметную форму бытия в виде материальных и духовных ценностей; обладает личностной формой существования, где человек производит свой мир и самого себя, являясь субъектом, объектом и результатом своей деятельности. Можно поэтому предложить следующее обобщенное определение культуры. «Культура - это материальный и духовный мир человеческой цивилизации, создаваемый в процессе многообразной деятельности людей, передаваемый из поколений в поколения, формирующий и развивающий самого человека как личность»5.
По мнению одних авторов, «существо правовой культуры рассматривают как отношение людей к праву»6, знание и понимание его, сознание необходимости всех его предписаний. Данное понимание сущности правовой культуры близко к понятию правосознания.
С точки зрения других, под правовой культурой понимается «знание научных основ государственного управления... глубокое знание и точное исполнение каждым работником аппарата своего служебного долга, способность принимать верные и юридически обоснованные решения»7.
Третьи правовую культуру понимают как «правовое состояние общества на данном этапе исторического развития, выражающееся в развитости государственно-правовых взглядов, широте и гарантированности прав трудящихся, степени совершенства действующего законодательства, уровне соблюдения законности в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, эффективности защиты нарушенных прав, стабильности правопорядка, уровне постановки юридического образования и воспитания»8.
Из сегодняшнего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение В.И. Каминской и А.Р. Ратинова, которые предложили понимать под правовой «культурой, систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»9. Из приведенного определения правовой культуры можно видеть, что явление это сложно структурировано. Процесс развития всего сущего предполагает этапы, стадии, хотя и различные по своим количественным и качественным характеристикам, но, тем не менее основанные на совокупности объективных и субъективных факторов. Поэтому полноценный процесс познания сущности того или иного явления невозможен без анализа его структурирующих элементов.
Правовая культура представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и компонентов, качественные характеристики которых не совпадают с качественными характеристиками всей системы. В этом отношении представляется актуальным рассмотрение структуры правовой культуры. В самом общем виде она выражает и отражает структуру правовой сферы общественной жизни. В силу многогранности последней весьма разносторонней представляется и структура правовой культуры. Ее можно рассматривать по разным основаниям:
-
по элементам выделяют вещно-
-
по сфере существования
-
по носителям правовая
Носителем правовой культуры выступает также народ, ибо, говоря словами И.А. Ильина, правовая культура живет правосознанием народа, которое и определяет ее содержание. Правовая культура личности и правовая культура народа - явления взаимообусловленные уже лишь потому, что главным в содержании правосознания народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.
Правовая культура с развитым правосознанием всегда опирается на государство. Граждане должны ощутить на собственном опыте, исходя из своих прав и свобод, духовную силу государства. А государство призвано обеспечивать - путем создания и исполнения законов - укрепление справедливости, свободы и правопорядка в обществе. Из этой взаимосвязи следуют два важных вывода. Первый - правовая культура определяется тем, насколько государство учитывает правосознание народа. Жизненно правосознание - тогда и государство, и правовая культура развиваются, крепнут; разлагается, мутится правосознание - слабеет, а то и гибнет государство, гибнет правовая культура. Второй - правосознание должно «поспевать» за стремлением (если таковое есть) государства укрепить правопорядок, поднять уровень правовой культуры. Если народное правосознание даже после демократических реформ остается авторитарным, становление правового государства и упрочение правовой культуры затруднены.
Непременным требованием развития гуманистической правовой культуры служит «качество» политической идеологии. Там, где существует политический произвол, политические распри, политическая нетерпимость, там и законы принимаются несправедливые, нежизненные, антигуманные, с двойным стандартом. Это подрывает доверие к праву и не позволяет развиваться правовой культуре, без которой произвол, беззаконие, продажность должностных лиц становятся повседневной реальностью.
Правовая культура вбирает в себя духовный потенциал человека, его стремление к праву как важнейшему средству гуманизации всей системы общественных отношений. Органически связанная с цивилизацией, она выражает цивилитарный характер права. Это подтверждается уже тем, что право по своему назначению обращено к человеку не как к биопсихическому существу, но, прежде всего, как к существу социальному, члену определенного сообщества, гражданину государства. Человек, становясь гражданином, приобретает новое, политико-правовое качество. В свое время Аристотель определил «гражданина» как лицо, являющееся одновременно и истцом, и ответчиком. В этом определении заложен глубокий смысл, не потерявший своего значения и сегодня. Действительно, цивилизованное общество, благодаря развитости таких институтов, как право и государство, наделяет человека правами и обязанностями. «Следование человека существующему праву есть выражение, с одной стороны, его правосознания и правовой культуры, а с другой - силы действующего права данной цивилизации»10.
«Понятие правовой культуры применяют и для характеристики родовой сущности человека, и для фиксации «исторического типа» правовой культуры, соотносимого с социальной структурой общества и характерным обществу на определенной ступени его историко-правового развития уровнем развития производительных сил и производственных отношений, и для видового определения правовой культуры локальных общностей (страны, народности, нации, определенной общности и т.д.), и для выражения особенностей правовой культуры отдельно взятого индивида»11. Все это вызывает определенного рода трудности в выборе направления, в котором содержательные особенности правовой культуры обусловливают специфику возникновения, развития и признания прав и свобод человека.
Одним-единственным срезом правовой культуры, применительно к которому целесообразно вести речь о факторах, определяющих признание прав и свобод человека, является понимание правовой культуры как феномена, характеризующего правовые особенности отдельно взятого гражданского общества. Представляется, что именно в данном аспекте содержание правовой культуры предопределяет особенности в признания прав и свобод человека в разных государствах, что находит свое отражение, в том числе и в действующих в них нормативных правовых актах, закрепляющих данные права и свободы.
Причиной, по которой государство берет на себя обязанность гарантировать достойный уровень жизни своих граждан (подданных), является существующая в обществе правовая культура, в которой признание прав и свобод человека должно быть залогом благополучного существования общества и необходимым условием его самосохранения.
При этом важнейшее условие формирования и укрепления данного общества - опора в государственном и общественном строительстве на общепризнанные демократические правовые принципы (защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан, верховенство закона, разделение властей) и институты (независимая судебная система, развитое местное самоуправление, эффективная многопартийность, независимые свободные СМИ, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы). Ее становление - процесс, который займет еще многие годы и движущей силой которого являются личности и наиболее активные слои общества, заинтересованные в укреплении правовых институтов государства, в повышении правовой культуры граждан, основанной на признании верховенства закона и приоритетности прав и свобод человека.
«Во-первых, если в контексте западной правовой культуры краеугольным камнем не только правовой культуры и правовой идеологии, но и правовой практики является значимость прав и свобод человека, то в России правовая культура и правовая идеология, а также правовая практика в этом моменте слабо согласованы: конституционное утверждение о первичности ценности человека уживается с фактической незначимостью прав и свобод человека, с полной их зависимостью от воли государства.