Понятие и виды правовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия выбрала путь прогрессивного развития общества, всех сфер его жизнедеятельности, в том числе правовой. Осуществление процессов демократической трансформации общества, эффективная реализация закрепленных в Конституции целей развития России, становление новой политико-правовой системы, гражданского общества и правового государства предполагают значительную работу по повышению уровня профессионального правосознания и правовой культуры населения нашей страны.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов.

Содержание

Введение 3
1.Понятие, виды, структура правовой культуры 5
Понятие правовой культуры 5
1.2. Виды правовой культуры 12
1.3. Структура правовой культуры 18
2. Формирование правовой культуры в современном обществе 21
Заключение 24
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды правовой культуры.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

    Во-вторых, если формальность правовых отношений  на Западе не только отражает регулятивную природу права, но и отвечает массовым, в правовой культуре закрепленным, установкам, то в России формальность правовых отношений не согласована  в необходимой мере с установками на содержательность правовой жизни и потому не связывается в массовом сознании с пониманием такого положения как нормального»12.

    Мы  считаем, что специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти. Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов государства и общества. Они не могут существовать отдельно друг от друга, они обязательно должны быть связаны.  
 
 
 
 

    1.2. Виды правовой культуры 

    Содержательно культура в философской литературе обычно подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура относится к сфере материального  производства и быта, где созданные  ценности имеют преимущественно  вещественный характер. Область духовной культуры образует созидание общественного и индивидуального сознания. С точки зрения формы существования к этой культуре относятся: учения, теории, произведения искусства, моральные и правовые нормы и т.п. В фундаментальной работе российских философов, посвященной формам общественного сознания, выделенными оказываются политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, наука, философия.

    Если  рассматривать правовую сферу общественной жизни, можно увидеть, что в правовой действительности четко выделяются элементы материальной правовой культуры (действующее право и правовые учреждения) и элементы духовной правовой культуры (правовые ценности и идеи, существовавшие в различных формах правосознания).

    Материальные  элементы правовой культуры создаются в результате сознательной целенаправленной деятельности людей.

    Однако  необходимо признать первичность именно духовной правовой культуры. Актуализируется  вопрос о том, через какие компоненты правовой культуры обеспечивается ее продуктивный рост и достижение необходимого уровня на данном этапе развития российского общества. Если ставится задача достижения российской правовой культурой ступени, сопоставимой с наиболее продвинутыми в этом отношении цивилизованными странами, то основной упор должен быть сделан на развитие духовной правовой культуры, на повышение уровня правосознания.

    В духовной составляющей не все компоненты будут играть одинаковую роль. В  целом правовая культура общества всегда будет зависеть от уровня правосознания  всего населения страны. Однако в правовой сфере общественной жизни определяющим компонентом духовной культуры является профессиональное сознание юристов. Именно от его уровня зависит качество практической правовой деятельности - как правотворческой, так и правоприменительной.

    Существуют  различные формы общественного  сознания, посредством которых люди отражают окружающий мир. Это - нравственное, религиозное, эстетическое, политическое. Особое - интегральное место среди  них занимает правосознание.

    Рассмотрим  западную культуру и культуру России в сравнении. Идея правового закона в том или ином виде фигурирует во всех правовых культурах, она имеет универсальный характер.

    Только  западная цивилизация является правовой, только в западной цивилизации право  наиболее разработано, наиболее эффективно действует, в ней право является базовым, универсальным регулятором всех общественных отношений. В России же исторически господствовало право скорее в содержательном, чем в формальном плане. Общим для всей отечественной общественной мысли было и является мнение о низком уровне правовой развитости, неуважение к формальному началу, пренебрежение, легкомысленное отношение к закону. Поэтому роль права, если сравнивать с Западом, в России не так значительна. «Право функционирует лишь в тех социальных сферах, в которых может действовать только право, и его нельзя заменить какими-либо «альтернативными» социальными регуляторами». Следовательно, идея правового закона в рамках различных правовых культур имеет свои особенности.

    Западное  общество отличается доминированием системы политико-экономических условий и форм жизни. Западный человек - существо политическое. Быть им - значит быть гражданином, членом государства и тем самым быть обязанным жить, действовать в соответствии с законом государства. Право прагматично и политично, рассматривается, как средство достижения определенных социальных целей. Закон выступает преимущественно как политическая целесообразность, общественная полезность.

    Западное  право выступает как форма  социального и духовного бытия людей, как способ организации общественной жизни. В основе правового мышления западноевропейца лежит формальный правовой принцип. Содержательный ценностный критерий не может служить всеобщим масштабом деятельности, следовательно, не может в равной мере ограничивать свободу каждого индивида в самостоятельном выборе цели своей деятельности и средств ее достижения.

    В системе западноевропейской правовой культуры органично связаны принципы либерализма, гражданственности, законности, уважения прав и свобод человека и справедливости. Эти принципы проистекают из системообразующих идей западноевропейской правовой идеологии: идеи свободы, гражданского общества, закона, естественности прав человека и справедливости.

    Западное  правосознание индивидуализировано, основано на приоритете личностного, индивидуального начала. Данную установку наиболее ярко раскрывает идея свободы, она содержит способность человека к выражению своей воли, быть источником разумного, рационального решения, что является основанием свободного выбора.

    Для западной правовой культуры характерна рационально-целевая направленность. Жизнь по закону воспринимается естественной, а сами законы - целесообразными. Отличительной  чертой западноевропейского правосознания  является установка на компромиссное сочетание мотивов действий с установкой на абсолютность правовых ценностей. Главным критерием ценностей в области познания и в сфере действия является полезность.

    Западное  правосознание исходит из органичности, единства и взаимного подкрепления морали и права. Моральные, нравственные установки определены бытом, условиями жизни и материальной сферой. Западноевропейской нравственности свойственно вписываться в социальную реальность, определенную, организованную главным образом в социально-экономическом и политико-юридическом смысле. Таким образом, нравственность становится способом установки планки приемлемого, достойного, морального образа жизни человека в обществе сообразно с минимальным духовным запросом к реальности.

    В России дело обстоит иначе. Идея правового закона существовала в отечественной правовой мысли в несколько иной интерпретации.

    Первый  литературный памятник, который приемлем для анализа правовой мысли России, - книга митрополита Илариона «Слово о законе и благодати». Идея правового закона, если проводить аналогии, интерпретируется им следующим образом: закон есть форма, которая чужда жизни, она необходима, но не действительна как цель жизни, действительной целью выступает благодать, которая также является формой, но качественно иной, чем закон. Благодать исходит из христианских заветов, она универсальна, содержательна и направлена во внутренний мир человека, к его душе. Поэтому идея благодати может быть вплетена и более сочетаема в идее правового закона.

    Но  в древности существовало еще одно понятие - понятие правды. Идея правды является доминантной в российском правосознании, ее можно считать наиболее близкой, по смыслу и духу, к идее правового закона. Правда есть высшее благо, совершенство, полнота удовлетворения, а следовательно, ее можно и должно искать. Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлениями о лучшем устройстве общества, месте человека в нем. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются и закон, и благодать.

    Своеобразие российской правовой культуры заключается  в сочетании религиозности и  моральности. История национального  менталитета России во многих аспектах предстает историей православия. Религиозный фактор оказывал самое мощное воздействие на осознанные и неосознанные представления, ценностные ориентации, установки русского народа.

    Российская  религиозность отличается от западноевропейской религиозности особой, ярко выраженной традиционной моральностью. Смысл российской моральности заключен в следующем: «в восприятии социальной реальности преобладает пассивно-критическое отношение; в идеологии и в повседневной жизни общественное сознание ориентировано на идеальное долженствование, на завышенные оценки, в силу чего ярко выражена тенденция к морализированию любых явлений жизни; ориентация на интуитивно-обычное восприятие требований, правильность и обязательность которых неоспоримы и обязательны для каждого; негативное отношение к рационально-прагматическому образу жизни, в особенности к благополучию, достатку, повышению социального статуса человека; разорванность между идеально-моральной и нравственно-обычной сторонами жизни; в ней проявлены все основные моральные проблемы, в том числе проблемы авторитета требований, ответственности, вины, справедливости и т.д., пропитанные религиозным чувством, верой в божественность земного бытия человека, в богоугодность его нравственности»13.

    История России свидетельствует о том, что  личность в ней всегда была бесправна и безмолвна в отношениях с государственной властью.

    Далее, как уже отмечалось, особенностью российского менталитета является четкое разграничение идеи закона и  идеи правды. Правда определяла внутреннее отношение народа к положительному праву, закон же воспринимался как нечто формальное, с чем приходится считаться.

    В XIX - XX вв. идея правового закона становится заимствованной из западноевропейской правовой культуры. Однако возникает  вопрос: насколько в этой идее преломлена исконно русская идея правды, насколько она важна, является ли она неотъемлемым атрибутом для характеристики идеи правового закона? Однозначный ответ, как нам представляется, дать нельзя. Дискуссии на эту тему ведутся, начиная с XIX в., когда появились два мощных течения политико-правовой мысли России: западники и славянофилы, которые до сих пор высказывают диаметрально противоположные мнения на этот счет. «Славянофилы стараются воспроизводить русские ценности, что ведет к тому, что идея правового закона носит двойственный характер, имманентной является идея правды. Западники выступают за принятие идеи правового закона, поглощение идеей правового закона идеи правды»14.

    Следовательно, правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры - политической, нравственной, эстетической, религиозной и т.д., при этом она полностью не совпадает ни с одним из видов культуры, в том числе и с политической, создавая своеобразие, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. 

    1.3. Структура правовой культуры 

    С.С. Алексеев выделяет четыре элемента правовой культуры, к которым относит: «уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику»15. А.П. Семитко также считает необходимым акцентирование внимания на уровне развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его мнению, «структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и развитие субъектов, взятые в уровневом состоянии их развития»16.

    А.П. Семитко следующим образом определяет понятие правовой культуры: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта человека, различных групп, всего населения, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека»17.

    Довольно  интересен подход В.М. Сырых к  определению правовой культуры, который утверждает: «Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры»18.

Информация о работе Понятие и виды правовой культуры