Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

 

В России сформировался целый рынок нелегальных услуг в сфере миграции: незаконный ввоз мигрантов и их трудоустройство, подделка виз и миграционных карт. Недобросовестные предприниматели, действующие в российской экономике, имеют практически неограниченные возможности манипулирования как самими нелегальными работниками, так и полученными незаконными сверхприбылями.

 

Как пишет Мария Яновская, мигранты в России вынуждены выживать, как могут и как умеют. Если мигрант нашел работу и нормального работодателя - значит, ему сильно повезло. Не нашел - крутись как знаешь. Идти в милицию нельзя: даже легального мигранта всегда найдется за что оштрафовать (известны случаи, когда штраф оформляли за «нецензурную брань в присутствии представителей органов охраны правопорядка») и депортировать. Уезжать домой мигранту тоже нельзя - там работу не найти точно, и вернувшись, он обрекает себя и свою семью на голод и нищету. Лишая мигрантов права нормально легализоваться и работать, российские власти могут «выдавить» людей в нелегальный сектор, но не смогут заставить их уехать из России.[6]

Трудовая миграция - важнейший компонент глобального развития; она представляет собой серьезный вызов с точки зрения международной и национальной безопасности.

 

По данным ООН, за последние 50 лет число людей, живущих за пределами своей родной страны, увеличилось почти вдвое и в 2005 г. составило 191 млн. человек. Трудящиеся-мигранты сконцентрированы в относительно небольшом числе стран. В пятерку стран с самым высоким числом трудящихся-мигрантов в 2006 году вошла и Россия2.

Кроме того, всё более значительные массы трудящихся-мигрантов оказываются в уязвимом правовом положении в силу того, что рынок труда не поддерживается синхронизированными межгосударственными мерами в области миграционного управления. Это приводит к ситуации, когда в странах, имеющих потребности в иностранной рабочей силе, легитимные возможности реализации этих потребностей сужаются. Неэффективность международно-правового регулирования трудовой миграции выражается также в росте нелегальных и криминальных перемещений и занятости трудящихся-мигрантов в сфере теневой экономики, которые приобретают массовый характер. Государства, в свою очередь, отвечают ужесточением мер борьбы против нелегальной миграции3, что приводит к массовым нарушениям правопорядка и фундаментальных прав трудящихся-мигрантов. Всё это дает основание для теоретической разработки и практической оценки ее влияния на социально-политические и экономические процессы в разных регионах. Для того чтобы оценить их, обратимся к некоторым работам, характеризующим сущность миграции, в том числе и трудовой.

 

Ряд ученых характеризуют трудовую миграцию как своеобразное подвижное население, его перемещение внутри страны с последующим отраслевым, территориальным, профессиональным и социальным перераспределением4.

 

В других работах трудовая миграция определяется как совокупность механических, профессиональных перемещений и возникающих в этой связи изменений пространственного положения индивидов относительно территориально закрепленных структур населения5.

 

В некоторых исследованиях миграция, в том числе и трудовая, определяется как массовый в количественном и сложный в структурном отношении социально-демографический процесс6.

 

Многие ученые трудовую миграцию характеризуют как фактически любое перемещение в пространстве7. Авторы этих работ, характеризуя перемещение как трудовую миграцию, освобождаются от конкретно- исторических, социально-экономических трактовок миграции.

 

По мнению И.С.Масловой трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений8. Она играет особую роль в социально-экономической жизни общества и выступает таким процессом, который с одной стороны, весьма чувствителен к изменениям в жизни общества, а с другой - выступает важным фактором, оказывающим значительное влияние на формирование динамических и структурных параметров данных изменений. Вместе с тем, как отмечает В.И. Переведенцев, трудовая миграция населения представляет собой «одно из условий нормального функционирования общества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размещение трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует выравниванию уровней экономического развития регионов, преодолению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городами, селом». Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что «мигранты, стремящиеся к знаниям, едут ближе к культурным центрам, а желающие повысить свое материальное благосостояние, едут в районы, где больше ценится рабочая сила и есть возможность подзаработать». Трудовая миграция населения выступает как явление социально-экономической жизни. Однако «чем проще и однозначнее определяется то или иное явление, тем сложнее и многообразнее бывают его связи с окружающим миром и, следовательно, труднее исследование»9.

 

При анализе трудовой миграции населения не всегда четко различают ее как некоторый процесс территориального перемещения людей и как тот или иной результат осуществления последнего. В связи с этим ряд исследователей, справедливо указывая на данное обстоятельство10, отмечают, что миграцией населения часто называют сам процесс миграции, то, что лучше все-таки называть «территориальным распределением населения»: явление здесь подменяется одной его стороной, а миграция как процесс перемещения - итогами процесса11. Это ведет к смешению понятий и серьезным ошибкам.

 

Рассмотрение различных точек зрения на определение терминов «миграция населения» и «трудовая миграция» позволяет сделать следующие выводы: во-первых, столь разнообразные варианты определений трудовой миграции вполне объяснимы ее многофакторностью, тем, что ее толкование определяется конкретными проявлениями и это отражается на научных подходах; во-вторых, большинство исследований трудовой миграции основными сущностными признаками выбирают: пересечение мигрантами границы государства; срок пребывания на его территории; наличие или отсутствие причин или целей переселения12.

 

Перемещение людей из одного места в другое, образующее трудовую миграцию, относится к различным категориям населения. Например, устройство на постоянное место работы в какой-либо местности определенного числа людей, проживающих временно на данной территории, приведет лишь к изменению численности как постоянного, так и трудового населения, в то время как численность наличного населения не изменится. Поэтому нередко в местах притока трудящихся-мигрантов образуется значительное число лиц, временно проживающих на данной территории, а в местах их выхода - временно отсутствующих13.

 

Один из основных признаков трудовой миграции - пересечение государственной границы. На этой основе выделяют, прежде всего, внешнюю миграцию (эмиграцию и иммиграцию) и внутреннюю. Внешняя трудовая миграция всегда связана с пересечением государственной границы; она получила название международной трудовой миграции, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

 

По временным параметрам трудовую миграцию подразделяют на постоянную (безвозвратную) и временную (возвратную). К возвратной миграции относят сезонную и маятниковую. Безвозвратной считается такая трудовая миграция, когда человек навсегда меняет постоянное место жительства. При временной трудовой миграции лицо переселяется на какой- либо достаточно длительный, но ограниченный период, который нередко бывает заранее определен. Примером временной трудовой миграции может служить переселение на несколько лет для работы по контракту, соглашению. Как правило, этот вид трудовой миграции обусловлен необходимостью обеспечения рабочей силой той или иной отрасли на период сезонного увеличения работ. Сезонной трудовой миграцией называются ежегодные перемещения в определенные месяцы. Маятниковые миграции - это регулярные поездки на работу или за пределы своего населенного пункта с постоянным возвращением домой. Маятниковые миграции обычно совершаются, когда место работы находится в другом населенном пункте, но до него достаточно близко, что позволяет совершать каждодневные (или почти каждодневные) перемещения.

 

По способу реализации трудовая миграция населения делится на организованную (осуществляемую при участии государственных или общественных органов) и неорганизованную, индивидуальную и коллективную, которая производится силами и на средства самих мигрантов. В демографической литературе трудовая миграция так же разграничивается по причинам переселения. К миграциям по социально-экономическим причинам относят переселения в поисках работы, лучших заработков, свободных сельскохозяйственных земель.

 

По причинам, побудившим людей к перемещению, трудовую миграцию иногда подразделяют на добровольную и вынужденную. К добровольной трудовой миграции относят перемещения людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства. Вынужденной трудовой миграцией считается перемещение людей с целью поиска убежища и работы.

 

Применительно к предложенной классификации трудовой миграции по причинам целесообразно рассмотреть само понятие, и ее причины. Любой процесс может стать причиной другого процесса, если первый является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго. Сопоставление приведенных определений добровольной и вынужденной трудовой миграции свидетельствует, что в данном контексте причиной переселения служит либо добровольный переезд на новое место, либо перемещение с целью поиска работы. Однако первоосновой названных причин, как и первоосновой миграции в целом, как было сказано ранее, выступают экономические, политические, военные, этнические, демографические, экологические и другие факторы. Следовательно, логичнее подразделять миграцию по причинам на экономическую, политическую, этническую, демографическую и т.д. К формам же перечисленных миграций можно отнести добровольную и вынужденную14.

 

Рассмотрим внешнюю трудовую миграцию, которую характеризуют процесс перемещения граждан одного государства на территорию другого государства с целью трудовой деятельности и жительства, а также реализации трудовых прав и интересов. В большинстве случаев - это добровольное перемещение. Именно поэтому в ряде концептуальных документов о миграционных процессах говорится, о трудовой миграции, как о добровольном процессе15. Однако, это не всегда так. Не всегда люди перемещаются за границу с целью осуществления ими легальной оплачиваемой трудовой деятельности на законном основании. Трудовая миграция наглядно демонстрирует свою обусловленность социально- экономическими причинами. Что касается формы внешней трудовой миграции, то, исходя из вышеуказанного определения, можно говорить лишь 0

 

добровольном характере этого вида перемещений.

 

В современном мире важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная трудовая миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирного научно- технического и общественного процесса, более рациональному использованию трудовых ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мирных цивилизаций.

 

В настоящее время в различных странах утвердились различные подходы к определению понятия международной трудовой миграции, в основе которых лежат расхождения в интерпретации продолжительности пребывания и цели приезда. В связи с этим возникли разные способы регистрации трудящихся-мигрантов и несопоставимость данных национальных статических организаций, что существенно осложняет исследование процессов международной трудовой миграции, ее причин и факторов формирования, механизма реализации и последствий осуществления.

 

Проблемы формирования и внедрение в практику общего подхода к понятию трудовой миграции активно разрабатывались на протяжении нескольких десятилетий в рамках Организации Объединенных Наций. Между тем, еще в 1932 г. в решении международной конференции по миграционной статистике указывалось, что «каждый акт отъезда из одной страны в другую на определенное время, за исключением туристических поездок, должен быть включен в понятие трудовой миграции»16. Для разграничения постоянной и временной миграции на этой конференции было предложено, что «при отъезде на срок один год и более трудовая миграция должна рассматриваться как постоянная», а при отъезде на срок менее одного года трудовая миграция должна считаться временной. Приграничная миграция не учитывалась. Вместе с тем критерий продолжительности пребывания является весьма ограниченным и не позволяет удовлетворительно определить некоторые категории мигрантов, например, сезонные мигранты - работники могут находиться в стране назначения более короткий срок, чем туристы или командированные.

 

В связи с этим в рекомендациях, разработанных комиссией ООН в 1953 г., указывалось на важность учета цели пребывания для разграничения «временных мигрантов», к числу которых были отнесены лица, не являющиеся постоянными жителями, которые намереваются выполнять определенную работу в течение одного года или менее эта работа будет оплачена в стране их пребывания.

 

Вместе с тем обращалось внимание на то, что «различия между странами по протяженности и географической природе границ, масштабам миграции, национальному законодательству, относящемуся к контролю над миграцией, и другие факторы не позволяет сформулировать набор даже минимальных стандартов, которые все страны могли бы полностью и немедленно применить. В целях формирования более унифицированного подхода к классификации трудящихся-мигрантов в докладе ООН 1976 г. указывалось на то, что «важным осложняющим фактором в разработке удовлетворительных определений трудящихся-мигрантов является тесная взаимосвязь между этим термином и понятием постоянного жительства в стране». Однако относительно постоянного жительства «нет единого мнения среди стран даже в отношении минимального периода присутствия в стране, необходимого для констатации факта постоянного проживания». В связи с этим определения трудящегося-мигранта, основанное на категориях постоянного и непостоянного жителя, оказалось затруднительным и выработанные рекомендации не нашли широкого применения»17.

Информация о работе Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной миграции