Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

 

Международная организация труда (МОТ) разработала классификацию видов субъектов международной трудовой миграции, выделив пять их основных типов18. К первому типу относятся переселенцы. Это люди, переезжающие на постоянное место жительства в другую страну. Данная группа мигрантов ориентирована на переезд в страны с развитой промышленностью.

 

Второй тип - мигранты, работающие по контракту, в котором оговорен срок пребывания на территории принимающего государства. В основном это малоквалифицированные или неквалифицированные рабочие, занятые на сезонных работах. Присутствие иностранных рабочих может быть как позитивным, так и негативным фактором для страны реципиента, так как циклы наплыва трудящихся-мигрантов могут не совпадать с циклами экономического роста этих стран. В подавляющем большинстве иностранные рабочие занимают места не представляющие интереса для местного населения. В конце 80-х г. прошлого столетия почти 85 % экономически активных мигрантов в ФРГ были заняты на тяжелых, монотонных, а зачастую и опасных работах; 60 % из них относились к разряду неквалифицированных или низкоквалифицированных рабочих. В указанный период во Франции 69 % иммигрантов трудились с использованием ручного труда19.

 

Работающие по контракту мигранты знают о разнице в заработной плате за одну и туже работу в пользу местного населения, о существенных различиях в: правилах приема на работу и в очередности увольнения, в процедуре признания квалификации. Несмотря на эти и >ряд других дискриминационных моментов, в большинстве стран ряды экономически активной части работающего населения по-прежнему пополняются иммигрантами. Для отдельных стран - трудовая миграция собственного населения - один из важнейших источников дохода.

 

Для развитых стран, таких как Германия, США, Канада характерна трудовая иммиграция из развивающихся стран20. При этом здесь она характеризуется не только экономическими, но историческими, и политическими аспектами.

 

Мигранты могут подразделяться на:

 

а) сезонных рабочих - лица, работающие в государстве, не являющемся их собственным государством, в течение некоторой части года, потому что работа, которую они выполняют, зависит от сезонных условий;

 

б) трудящихся-мигрантов, связанных с реализацией проекта - трудящиеся-мигранты, допущенные в государство трудоустройства на определенный период для работы исключительно по определенному проекту;

 

в) трудящихся-мигрантов, работающих по контракту, который устанавливает ограничения по сроку занятости и по типу работы, выполняемой мигрантом;

 

г) временных трудящихся-мигрантов - люди, допущенные в страну не являющуюся их собственной страной, для выполнения в течение ограниченного срока определенной профессиональной деятельности. Они могут менять работодателей и возобновлять разрешение на работу без необходимости выезда из страны трудоустройства;

 

д) обосновавшихся трудящихся-мигрантов - трудящиеся-мигранты, которым после пребывания в стране трудоустройства в течение нескольких лет предоставляется разрешение на проживание (вид на жительство) в этой стране с неопределенным сроком и разрешение на работу без особых ограничений. Обосновавшимся трудящимся-мигрантам не требуется выезжать из страны трудоустройства, когда у них нет работы, и им обычно предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий, касающихся обеспеченности работой и жильем;

 

е) высококвалифицированных трудящихся-мигрантов - трудящиеся- мигранты, на которых благодаря их квалификации, распространяется режим благоприятствования при допуске в страну, не являющуюся их собственной страной, и, следовательно, на них меньше ограничений, касающихся сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения с семьей.

 

 

Четвертый тип - нелегальные мигранты. Это иностранцы и апатриды с просроченными туристическими визами или вообще прибывшие нелегально (без выездных документов, а иногда и документов, удостоверяющих личность), занимающиеся незаконной трудовой деятельностью. Анализ публикаций по международной миграции показывает, что рост нелегальной миграции набирает силу. Проблема нелегальной миграции обусловлена сложностью определения количественных параметров явления, значительно превосходящих официальные данные, неоднозначностью вызванных указанной миграцией последствий, отсутствием концептуальной программы борьбы с ней в условиях реструктуризации экономики.

 

В развитых странах, например, в Нидерландах, занятость нелегалов составляет 0,5 % общей занятости в стране, в то время как в легкой промышленности - 50 %, в сельском хозяйстве - приблизительно 17, а в гостиничном и ресторанном сервисе - до 7 Невозможность исключить нелегальную миграцию из экономической, политической, социальной жизни заставляет государства проводить в отношении нелегалов гибкую миграционную политику, постепенно переходя от карательных мер к легализационным, что позволяет значительной массе трудящихся перейти на легальное положение.

 

Легализационная компания в Европейских странах неоднократно проводилась в странах Европейского союза, в частности, путем учреждения «Шенгенской зоны» на основе соглашения «О постепенной отмене проверок на общих границах» (14 июня 1985) и конвенции «О применении Шенгенского Соглашения», подписанной 1 июня 1990 года.

 

 

 

Рассматривая особенности внешней трудовой миграции, Волков В.А. считает, что28: наиболее развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, арабских стран, стран Северной Африки, Ближнего Востока, государств Центральной Африки, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. К странам, принимающим основную часть иммигрантов, относятся: Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды29.

 

После распада СССР Россия превратилась в один из международных центров трудовой миграции. С одной стороны, из нее эмигрировали сотни тысяч граждан, переехав на постоянное место жительства в другие страны, а с другой, - на ее территории работает более 1,5 млн. иностранцев. Нужно так же учитывать, что за пределами государственной границы России оказалось более 29 млн. российских граждан30.

 

В рамках одного региона потоки работников направляются в те страны, где наиболее эффективно проводятся экономические реформы. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия приезжают в Аргентину и Мексику. В связи с бурным развитием государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в Южной Корее и Малайзии31. В Азиатско-тихоокеанском регионе классической страной миграции является Австралия. Основными импортерами рабочей силы в этом регионе выступают: Бруней, Япония, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Нефтеперерабатывающие страны Ближнего Востока привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают из соседних стран32.

 

 

Основными причинами трудовой миграции, как показало исследование, на сегодняшний день служат: безработица в странах с избыточным населением или низким уровнем социально-экономического развития; низкий уровень доходов трудящихся-мигрантов в своей стране, что заставляет их искать заработок в других государствах; всемирная глобализация - расширение и углубление хозяйственных и культурных связей между государствами.

 

Главными отличительными признаками международной трудовой миграции населения по сравнению с внутренней трудовой миграцией являются: государственная граница, ее пересечение и соответствующий государственный контроль как за фактом самого передвижения через границу (и в стране выезда, и, особенно, в стране въезда), так и за последующим пребыванием в стране въезда, особенно в связи с трудоустройством и поступлением на учебу и стажировку.

 

 

Заключение

 

Итак, что же несет нам нелегальная миграция?

 

Нелегальные мигранты, прибывающие в Россию, оказывают разностороннее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно, нелегалы в нашей стране занимают определенное место в разделении труда и способствуют развитию экономических процессов. Но они также способствуют поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Нелегальная занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается нарушением налогового законодательства. Незаконная миграция часто связана с контрабандными операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием, людьми, распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу дешевизны их рабочей силы составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут влиять в сторону понижения на средний уровень оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от налоговых потерь и от контрабанды из страны ценных ресурсов.

 

Другой важный аспект – криминализация общества. Растет количество совершаемых нелегальными мигрантами преступлений, все громче заявляет о себе организованная преступность, приобретающая международный характер. Прежде всего, это проявляется в организации преступных группировок по переправе нелегалов через границу. Эксперты отмечают, что маршруты незаконной миграции в нашей стране часто совпадают с путями наркотрафика и перевозки оружия: дельцы наркобизнеса пытаются активно использовать налаженные каналы. Эти же самые каналы используются и международными террористами, угрожающими общественной безопасности, естественному развитию нашей страны. Более того, из-за этого в нашей стране сами нелегалы стали рассматриваться как пособники террористов, как потенциальные террористы. Мигранты стимулируют преступность внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д. Кроме того, в потоке самих нелегалов имеются лица, совершившие у себя на родине преступления и скрывающиеся от преследования властей.

 

В политическом аспекте происходит рост межэтнической напряженности. Рост масштабов незаконной миграции сопровождается изменением национального и религиозного состава населения, образованием иноэтнических общин (как, например, на юге нашей страны), которые не интегрируются в принимающее общество. Это ведет к обострению межэтнической напряженности, к усилению экстремистских националистических политических течений. В Европе ультраправые партии, выступающие за ужесточение борьбы с нелегальными иммигрантами, завоевывают все большую популярность. РФ тоже идет по этому пути, не зря ведь в последнее время все чаще звучат лозунги “Россия – для русских” и происходят погромы “иностранных” рынков.

 

Так же для РФ большую проблему представляют и скопления нелегалов в стратегически важных точках страны. Они длительное время остаются в России, не имея никакого легального статуса. Ярким примером здесь могут служить афганцы, большинство из которых находится в России уже более 10 лет. Таким образом, затруднен контроль над отдельными районами и страной в целом из-за отсутствия информации о таких лицах.

 

Каким же образом можно это предотвратить? В каком направлении двигаться дальше? По этому поводу имеется несколько мнений. Одни, особенно представители регионов, где проблема с нелегалами стоит ребром, предлагают ужесточить миграционное законодательство, добавив полномочий субъектам РФ. Правозащитники протестуют, указывая на “жесткие”, по их мнению, нормы существующих миграционных законов и нарушения прав гастарбайтеров. Законодатель по этому поводу молчит, хотя именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем.

 

В среде правоприменителей – миграционных органов – тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, на мой взгляд, миграционное законодательство на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, по словам начальника паспортно-визовой службы Архангельской области, они сейчас ждут урегулирования на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных мигрантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за использованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

 

Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголовных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабочую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики регионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Канаде применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша миграционная политика и миграционное законодательство нуждаются в корректировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфере с региональными властями, вникать в их проблемы. Нельзя позволять нелегалам безнаказанно вести себя в России, но в то же время нельзя и совсем лишить их правовой защиты. Мигранты нужны нам, без них ни России не возродиться. И от того, как мы решим данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба.

Список литературы

 

I

. Законодательство и официальные  документы

 

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: Известия, 1996. – 64 с.

 

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 1. – С. 3-6.

 

3. Конвенция ООН против  транснациональной организованной  преступности от 15.11.2000 (не опубликована).

 

4. Протокол против незаконного  ввоза мигрантов по суше, морю  и воздуху от 15.11.2000 (не опубликован).

 

5. Протокол о предупреждении  и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий  Конвенцию ООН против транснациональной  организованной преступности (не  опубликован).

 

6. Соглашения о сотрудничестве  в области трудовой миграции  и социальной защиты трудящихся-мигрантов  от 15.04.1994 // Собрание законодательства  Российской Федерации. – 1996. - № 47. –  Ст.5299.

 

7. Соглашение о сотрудничестве стран – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1998. – № 1. – С. 81 – 86.

Информация о работе Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной миграции