Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – системный анализ методологических проблем понятия и предмета теории государства и права как науки и определение путей их совершенствования.
Задачи курсовой работы вытекают из поставленной цели:
- выявить логику развития теории государства и права как науки (уяснить закономерности научного прогресса, его источники и движущие силы);
- осуществить системный анализ понятия и предмета теории государства и права как науки;
- проанализировать методологию теории государства и права как науки, провести экспериментально-теоретические исследования, включая сравнительно-правовое исследование предмета различных юридических наук.
Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, которые непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много и они весьма разнообразны.
Так, например, если раньше в рамках отечественного курса теории государства и права особое внимание уделялось «государству диктатуры пролетариата», «общенародному» государству и праву, «государству всеобщего благоденствия», «государству ночного сторожа» и другим, считавшимся актуальным, явлениям и понятиям, то в настоящее время эти теории и доктрины стали достоянием истории. На первый план вместо них все больше выдвигаются концепции «правового государства», «социального государства», естественно-правовые теории прав и свобод граждан, и другие21.
Разумеется, основа предмета теории государства и права – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, ядро данной науки и учебной дисциплины сохраняется на протяжении всего ее периода существования. Что же касается используемого при определении общих закономерностей материала, а также различных «частных» теорий, взглядов и представлений о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они непрерывно развиваются, сменяют друг друга и видоизменяются.
В зависимости от уровня, конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.
Последнее меняется не только в зависимости от объективных, но и субъективных факторов. Например, все имеющиеся в настоящее время место споры о характере взаимоотношения государства и права, а вместе с теми о содержании теории государства и права как науки и учебной дисциплины носят не только объективный, обусловленный противоречивостью исследуемой материи, но и субъективный характер.
Вопреки традиционно сложившемуся и полностью себя оправдавшему представлению о теории государства и права как единой науки и учебной дисциплины высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины – теорию государства со своим собственным предметом и теорию права; предлагается переименовать «теорию государства и права» в «теорию права и государства», подчеркнув тем самым приоритетную роль права перед государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения «теории государства и права» как составной части «особой науки – политологии» и введения самостоятельной дисциплины под названием «общая теория права», которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу22.
Вполне очевидным при определении предмета теории государства и права, равно как и при рассмотрении других ее сторон, является то, что наряду с объективными факторами нельзя не учитывать субъективный фактор, выражающийся не только в стремлении глубже понять исследуемую материю, но и четче доходчивее изложить полученные знания, найти им подобающее место в общей системе знаний.
Но не менее очевидным является и то, что на первом плане в процессе познания государства и права должна находиться реальная действительность, объективные факторы. Это означает применительно к рассматриваемому случаю, что при решении вопроса о характере соотношения государства и права можно исходить не из умозрительных заключений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодействия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических условий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются23.
Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связаны между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга.
Государство в лице уполномоченных на то своих органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами государство оказывает прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности.
Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно отрываться, а, следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины – теории государства и права24.
Принято считать, что предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности теории государства и права. Базовым подходом считается системный подход. Как известно, всякая система обладает определенным набором компонентов. Компоненты - структурные единицы, взаимодействие которых вызывает, порождает присущие целому качественные особенности25.
В современной науке существуют различные способы системного анализа. Наиболее распространенным является структурный и функциональный анализ. Имеются и информационные, интегративные, коммуникативные направления анализа в системном подходе.
Системно-компонентный аспект системного подхода есть поиск ответа на вопрос, из чего, из каких частей образовано целое. Компоненты состоят из подсистем и отдельных элементов. В соответствии с таким подходом в социальных системах присутствуют компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков (см. рис. 1 "Методика системно-компонентного анализа").
Рис.1
┌────────────────────────────
│
Системно-компонентный анализ
│ (изучает набор компонентов, из которых состоит система) │
└────────────────────────────
│
┌─────────────┐ │ ┌──────────────┐
│ Вещи ├───────────┼────────────┤ Процессы │
└─────────────┘ │ └──────────────┘
│
┌─────────────────┐ │ ┌──────────────────┐
│Общественные идеи├───────┴───
└─────────────────┘
В обществе не всегда возможно провести грань между вещественными, процессуальными, духовными и человеческими компонентами, поскольку любой компонент общественной системы всегда выступает и как отношение.
Важным блоком системно-компонентного анализа являются общественные идеи. Они существуют не только в сознании людей. За идеями, как правило, выступают определенные интересы, потребности. К категориям и принципам этого раздела можно отнести: сплоченность, мотивы, нормативную и ценностную ориентацию, единство ценностей, религиозные, научные и общественные идеи и смыслы.
Как видно, системный подход признает существование идеальной сферы. Соответственно, есть она и у каждого общества. Для целей государственно-правового моделирования важно само признание идеологической сферы. Не менее важным можно считать и наличие единого идеологического поля в обществе.
Это влечет ряд важных следствий для методологии государственно-правового моделирования. И здесь при ближайшем рассмотрении возникает больше вопросов, нежели ответов. Механизм генерации идей, их восприятия либо отбраковки, система передачи смыслов, их запоминание, трансляция из поколения в поколение, охрана от негативного воздействия, перетекание смыслов в практику общественных процессов - эти вопросы мало изучены в современной теории государства.
Представляется, что в историческом развитии кровно-родовое единение людей постепенно уступает место единению, основанному на других началах. Род и племя вытесняются хозяйственными, духовными и правовыми связями. Как отмечает А.Г. Хабибуллин, в прошлые исторические эпохи интегративным фактором, содержащимся в идеологии государства, была акцентируемая религиозная и этническая общность, которая, собственно, и порождала единство ключевых ценностей и взглядов различных социальных слоев - знати и плебса, провинции и столицы, ту степень единомыслия, которое и превращало их в политическую общность26.
Признавая общественные идеи предметом теории государства и права, необходимо выявить основные направления исследований в этой сфере.
1. Категория "нравственность". Как известно, объединение людей в государство происходит вокруг цементирующей идеи, традиции. В своей основе идеология имеет высоконравственные идеалы. Это естественное стремление каждого человека к высокому также вытекает из его сущности. Не может быть благополучным общество, которое исповедует порочные недобродетельные ценности. Не может страна долгое время обходиться без цементирующей ее гражданской религии в виде признанной большинством идеологии, канонизирующей нравственность в виде догматов.27
Как справедливо отмечают авторы, государство не только сила принуждения на основании законов, но и идея, мобилизующая нравственные силы народа на общее дело на основе авторитета государственной власти28.
2. Соотношение материального и
идеального в государственно-
3. Идеологические основания
4. Переосмысление роли идеологии в современном обществе. Важное значение имеет государственная идеология. Идеология, пропаганда, патриотическое воспитание имеют целью адаптацию субъекта к государственной форме объединения. Таким образом, связующим звеном между государством как самостоятельным субъектом и индивидом является именно государственная идеология. Путем идеологического воздействия индивид получает недостающие ему идеальные конструкции, привязывающие его к данному государству. Ему передается опыт предыдущих поколений, культурные достижения и устремления в будущее.
В разное время у разных народов были разные идеологические основы и общественные идеи. Они складывались в зависимости от географических и климатических факторов. Были обусловлены менталитетом народа, его укладом и традициями. Общественные идеи закреплялись в трудах видных общественных деятелей и имели целевой характер.
Общественная идеология через механизм взаимодействия гражданского общества и государства в той или иной степени проявляется в деятельности государства, в его законодательстве29. Идеологическую основу государства составляют различные теории, концепции, идеалы, взгляды субъектов политической системы.
5. Соотношение роли отечественной и иностранной идеологий в современном российском обществе. Современное общество во многом ориентируется на прозападные традиции. Но ряд исследователей отмечают, что идеи, ценности демократической идеологии Запада во всех ее формах (неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия) к концу XX в. исчерпали свои исторические возможности30. И теперь общество стоит перед проблемой создания новой идеологии, национальной идеи и т.д.
6. Идеологический механизм. Наличие в социальных системах общественных идей как самостоятельных явлений ставит вопрос о взаимоотношениях государства в лице государственных органов и доктрин с этими идеями. Варианты здесь могут быть разными. Можно признавать какие-либо идеи или не признавать. Можно утверждать в качестве официальных либо запрещать. Можно формировать либо принимать и т.д. Но так или иначе возникает вопрос о наличии государственного механизма, отвечающего за идеологическую сферу. Если его нет, то общество изыскивает иные негосударственные идеологические механизмы.
7. Пределы идеологического
При этом согласие может быть не только со своим государством, но и с другим. Так, согласно Т. Гоббсу, право господства над побежденными дает не победа, а собственное согласие побежденного. И его обязательство обусловлено тем, что он добровольно подчиняется. Таким образом, складывается ситуация, при которой государство вынуждено быть в согласии со своим населением. Иначе сохраняется возможность установления чужеродной власти на данной территории. В связи с этим идеологическая сфера принимает первоочередное значение для сохранения единства и согласия в обществе. Предполагаю, что именно в этой сфере и будут разворачиваться основные конфликты будущего.
Информация о работе Понятие и предмет теории государства и права