Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – системный анализ методологических проблем понятия и предмета теории государства и права как науки и определение путей их совершенствования.
Задачи курсовой работы вытекают из поставленной цели:
- выявить логику развития теории государства и права как науки (уяснить закономерности научного прогресса, его источники и движущие силы);
- осуществить системный анализ понятия и предмета теории государства и права как науки;
- проанализировать методологию теории государства и права как науки, провести экспериментально-теоретические исследования, включая сравнительно-правовое исследование предмета различных юридических наук.
К сказанному можно добавить следующее: человек не может самостоятельно, вне общества развиваться, постигать мир и использовать его в свое благо. Человек может самореализовываться только в обществе. Неминуемо он сталкивается с его традициями, идеалами, системой знаний, то есть с идеальными конструкциями. Поэтому система смыслов, обеспечивающая постижение и толкование ценностных суждений о мире в обществе, может являться идеологией. Поэтому и само понятие "социальная реальность" вполне возможно рассматривать как идеологическое32. В связи с этим, как мы уже выяснили раньше, идеальные конструкции являются мощными предпосылками объединения.
Идеология в информационную эпоху выполняет прежде всего функцию скрытого программирования интерпретаций реальности, когда и схемы, и восприятие событий, и их оценка задаются извне33. В этом случае идеологическая работа, пропаганда являются наиболее мощным средством объединения общества.
Существует мнение, что идеология в любой ее форме - признак государственности вообще и конкретное ее проявление в частности. Идеологию или даже государственную идеологию следует отнести к числу тех необходимых признаков, наличие которых делает возможным возникновение и существование государства34.
Идеологическая регуляция общественной жизни является одним из элементов механизма политической власти. Поэтому существование государственной власти как таковой предполагает и идеологическое бытие этой власти, наличие ее официальной идеологизации, существование неких идеологем, исходящих от государства и его институтов.
Составляя важную и значительную часть государственной деятельности по регулированию общественной жизни, идеологическая сфера не предстает самостоятельной, в отличие, например, от экономической. Дело в том, что, формируя идеальное пространство, СМИ либо иные институты остаются государственными либо экономическими институтами.
Например, ценностные ориентации, пропагандируемые морально-этические доминанты, представления о путях и конечных целях развития общества и государства постепенно трансформировались в правовые нормы, установленные и охраняемые государством. Таким образом, идеологическая сфера, общественные идеи так или иначе управляются конкретными государственными либо негосударственными субъектами. Цели этих субъектов могут находиться в согласии с данной общностью либо противоречить им, что неминуемо отражается на самих идеях.
Обобщая сказанное, можно отметить, что современная теория государства и права слабо адаптирована к изучению проблем идеологии и общественных идей в качестве компонентов государственных объектов и процессов. Это делает необходимым разработку специальных приемов и способов понимания государственных явлений и процессов с учетом влияния общественных идей и идеологии.
В системе юридических дисциплин теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Общепризнанным является тот факт, что теория государства и права является фундаментальной общетеоретической юридической дисциплиной, основой формирования юридического мировоззрения у обучаемых в юридических вузах35. Поскольку в теории государства и права освещаются основополагающие положения, наиболее существенные проблемы познания государства и права, делаются принципиальные выводы о государственно-правовой действительности, то данная дисциплина призвана решать достаточно серьезные задачи в рамках формирования высококвалифицированных юристов нового поколения, позволяя готовить специалистов, обладающих широкими и глубокими знаниями государства и права, способных активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства и т.д.36
От уровня познания теории государства и права, от эффективности использования ее методологического и научного потенциала во многом зависит и уровень познания других, особенно отраслевых, юридических дисциплин. Сами по себе такие социальные явления, как государство и право, представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют столь существенную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом, что изучение закономерностей их возникновения, развития, функционирования и прогнозирования становится объективной потребностью. Теория государства и права обеспечивает связь юриспруденции с другими общественными науками. Поэтому попытки упразднить теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину, которые предлагаются в научной печати37, нецелесообразны38.
Предмет теории государства и права составляют, прежде всего, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие ТГиП с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. науками.
Проанализировав вышеописанное, можно сделать вывод, что теория государства и права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди юридических наук. В значительной степени можно даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции.
Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.
Причины, под влиянием которых происходит развитие теории государства и права, можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: потребности других юридических наук, форм правосознания, юридической практики, которые ставят перед теорией государства и права как фундаментальной юридической наукой определенные задачи, стимулируют и направляют научные поиски, а также новые факты, не поддающиеся объяснению с точки зрения существующей теории. Внутренние причины - это противоречия в самой теории государства и права или проблемы, связанные с внутренней логикой развития теоретической системы данной отрасли знания, обусловленные выполнением ею своих функций. И внешние и внутренние причины могут быть источниками проблемных (поисковых) ситуаций, возникающих в юридической науке.
Исторически объективное развитие науки о государстве и праве может быть описано эвристической моделью, которая имеют следующую иерархическую трехуровневую структуру.
Высший уровень. Формы развития политико-правовых знаний: а) парадигмы; б) научные проблемы; в) политико-правовые гипотезы.
Средний уровень. Принципы развития теории государства и права как науки: а) принцип преемственности развития науки (сочетание традиционности и новаций); б) принцип систематического развития (единство прерывности и непрерывности); в) принцип целостности развития (единство дифференциации и интеграции).
Низший уровень. Причины, основные направления и формы направленных изменений в процессе развиткш теории государства и права.
Предмет теории государства и права представляет
собой сложную систему, включающую в себя
следующие части-элементы:
• закономерности возникновения, развития
и функционирования государственно-правовых
явлений;
• специфические закономерности познания
государства и права, а также основные
логические формы научного знания - политико-правовые
категории, законы и принципы;
• логику нахождения истины в праве, логику
новых открытий в политико правовой сфере;
• обобщения государственно-правовой
практики, идеи и выводы, имеющие принципиальное
значение для юриспруденции в целом;
• приемы юридической техники, толкования
права, основы использования научных методов
в познании права и иных юридических явлений;
• научные основы внутренней и внешней
государственной политики, обеспечивающие
научность государственного управления;
• систему основополагающих (базовых)
идей, понятий, взглядов, в соответствии
с которыми формируется правовое воззрение
и жизненная позиция личности, социальных
групп, общества в целом;
• рекомендации для решения многочисленных
проблем государственноправового строительства;
• гипотезы о будущем государства и права.
• науковедческие вопросы (предмет теории
государства и права как науки, методология
науки, система науки, история науки и
др.).
Объект теории государства и права должен охватывать все политико правовые феномены (государство, право, правоотношения), а также конкретно исторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, а также психологию граждан, должностных лиц, их оценки своего правомерного или противоправного поведения, действующего права, деятельности государственных органов.
Руководствуясь «эталонными» признаками теории государства и права как науки, и учитывая взгляды других ученых-теоретиков, можно предложить следующий оптимальный, с моей точки зрения, вариант ее структуры, включающий в себя пять компонентов: 1) состав теории государства и права как науки; 2) теоретические проблемы соотношения общества, государства и права; 3) теория государства; 4) теория права; 5) теоретические проблемы формирования мирового правопорядка.
Информация о работе Понятие и предмет теории государства и права