Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
Введение……………………………………………………….….……3
1. Возникновение государства…………………………….……….…5
1.1. Предпосылки возникновения государства…………………....…5
1.2. Основные теории происхождения государства…….…….……..9
1.3. Государство – первая политическая организация……………..14
2. Понятие и признаки государства………………………………….18
2.1. Понятие государства……………………………………………..18
2.2. Признаки государства……………………………………..…..…22
Заключение…………………………….……………………..…….…31
Список использованной литературы…………………………
6. Государственная
власть - всегда авторитет. Авторитет
определяется различными
7. Государственная
власть связана с правом, она
обладает монополией на
Структуру государственной власти составляют[29]:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).
Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком[30].
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
-аппаратной (имеет механизм осуществления),
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается на закон)[31].
Власть существовала
и в догосударственном
2) Территориальная
организация населения – это
разделение населения по
В догосударственном
обществе принадлежность индивида к
тому или иному роду обусловливалась
кровным или предполагаемым родством.
Причем род часто не имел, строго
определенной территории, перемещался
с одного места на другое. В государственно-
В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей[33].
3) Наличие аппарата
принуждения, наряду с
4) Государственная
казна, с существованием
П.
Отличие государства
от других политических
организаций общества
Вторая группа отличительных
признаков позволяет
Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны[34].
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
Внутренняя сторона
суверенитета выражается в следующих
свойствах государственной
-универсальность
- власть в государстве
- прерогатива - государство
обладает правом издавать
- наличие особых
средств для передачи своих
велений (право,
- в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
- наличие особых
средств воздействия на
Внешний суверенитет
- это независимость
- государственная
власть способна
- никто не вправе
вмешиваться во внутренние
- государство вправе
по своему усмотрению
- государство обеспечивает
собственную территориальную
- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.
Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) государство имеет
специальный аппарат власти - механизм,
в котором концентрируется
Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
Механизм государства
есть та реальная организационная материальная
сила, располагая которой, государство
осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением
государства, представляет собой материальное
«вещество», из которого оно состоит.
Можно сказать, что механизм суть
деятельное, постоянно функционирующее
выражение государства. Механизм государства
— это целостная иерархическая
система государственных
Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]:
- целостная иерархическая
система государственных
- первичными структурными
частями (элементами) механизма являются
государственные органы и
- для обеспечения
государственных властных
- при помощи механизма
практически осуществляется
г) государство обладает
монополией правотворческой деятельности
- правом издавать властные общеобязательные
веления (юридические нормы). Только
оно может издавать такие предписания,
которые обязательны для
д) государство имеет
особые средства для осуществления
политического принуждения, какими
никакая другая политическая организация
не обладает (армия, карательные органы,
полиция, органы безопасности, тюрьмы
и т. п., которые специально предназначены
для осуществления
Государственное принуждение
— это психологическое, материальное
или физическое (насильственное) воздействие
полномочных органов и
Само по себе государственное
принуждение — острое и жесткое
средство социального воздействия.
Оно основано на организованной силе,
выражает ее и потому способно обеспечивать
безусловное доминирование в
обществе воли властвующего субъекта.
Государственное принуждение
Государственное принуждение
бывает правовым и неправовым. Последнее
может обернуться произволом государственных
органов, ставящих личность в никем
и ничем не защищенное положение.
Такое принуждение имеет место
в государствах с антидемократическим,
реакционным режимом —
Правовым признается
государственное принуждение, вид
и мера которого строго определены
правовыми нормами и которое
применяется в процессуальных формах
(четких процедурах). Законность, обоснованность
и справедливость государственного
правового принуждения