Понятие и признаки государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных вопросов. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Государство и общество
Понятие и признаки государства и общества…………………………….5
Общество и его особенности……………………………………………..13
ГЛАВА II. Место и роль государства в жизни общества
2.1. Роль государства в политической жизни общества……………………..17
2.2. Роль государства в экономической жизни общества…………….………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Подобные отсылки к  народу содержались и содержатся в конституциях России, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы, Казахстана и  других бывших союзных республик, а  ныне независимых государств.

Однако в подавляющем  большинстве своем конституционные  декларации этих, равно как и других, бывших социалистических и несоциалистических государств, на практике остаются ничем  иным, как  декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая  определенному господствующему  слою, классу, властвующей группе или  социальной прослойке.

Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни  являются настоящими держателями государственной  власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что  государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно  стоящих у власти правящих кругов. Наоборот,   оно прилагает огромные  усилия для того, чтобы как можно  больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои  в обществе.

В идеале каждое современное  государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая  складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Государство устанавливает нормы, регулирующие деятельность субъектов политической системы. Государство устанавливает  «правила игры» в политической жизни, определяет правовые рамки деятельности субъектов политической деятельности.

Если политические партии и другие институты политической системы представляют интересы определенных социальных групп, то государство должно быть организацией, представляющей интересы всего населения.

Государство может выступать  как орудие различных политических группировок.

Государство играет роль надклассового  арбитра. Как форма политического  общежития государство по территории совпадает с политической системой общества.

При возникновении чрезвычайных ситуаций государство выступает  как политическая организация, которая  должна их разрешить.

Государство, будучи оснащено специальным аппаратом принуждения  и так называемыми «материальными придатками» в виде различных принудительных учреждений, является важнейшим средством осуществления политической власти.Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций  тоже  есть свои хорошо  слаженные  и постоянно  действующие   аппараты. Без них  невозможно   было бы  нормальное  функционирование  данных организаций.  Однако  в  отличие  от государственного  аппарата  они   не  имеют  в  своей  структуре   таких органов,   как  милиция,   суд, прокуратура,  органы государственной  безопасности.Кроме того,  партийные и общественные  органы   не обладают,  как  это  имеет  место  у государственных  органов,  государственно-властными полномочиями.

Государство  выделяется  среди  различных   элементов  политической  системы   общества  тем,   что   располагает  разветвленной  системой  юридических  средств, дающих  возможность  ему  оперативно  управлять  многими  отраслями  экономики и оказывать  эффективное  воздействие  на все  общественные отношения.

Обладая государственно-властными  полномочиями, различные государственные  органы  не только   издают  в рамках  своей компетенции  соответствующие   нормативно-правовые  и индивидуальные акты, но и обеспечивают их   реализацию.

Это достигается  разными  способами – путем воспитания,  поощрения и убеждения,   осуществления    постоянного  контроля  за  точным   соблюдением  этих  актов,   применения  в необходимых  случаях  мер  государственного принуждения.

Только государство в  политической системе обладает суверенитетом, который, помимо прочего, выражается в  прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожными любого проявления другой общественной власти.

Государственная власть всегда есть власть политическая, но не любая  политическая власть выступает как  государственная. Для  того чтобы  стать государственной, политическая власть должна выразиться в системе  специальных государственных органов.

Государство, несмотря на его  важную роль в политической системе, нельзя рассматривать как чисто  политический институт, так как в  его деятельности имеется множество  неполитических аспектов, например, экономических18.

Названные  особенности  не  исчерпывают  всей  специфики  государства  как  элемента  политической  системы  общества  среди   других   его   структурных  элементов.

Но они  дают  общее  представление  о нем   самом,  а  также  о  факторах,  определяющих  его место  и роль   в  политической   системе.

 

2.2. Роль государства в экономической жизни общества

Как объект государственно-правового  воздействия, экономика представляет собой сложное и развивающееся  явление. Археологи установили, что  примерно в VII—III вв. до н. э. в жизни  человечества произошел переход  от присваивающего к производящему  хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления  человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя  или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось  изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны  и присваивающему хозяйству.

Производящее хозяйство  означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел  производителем продуктов потребления  все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который  постепенно приобретает черты определяющего  элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни  новый тип общественных отношений  — экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично  соединяется с действием природных  сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В  систему действующих природных  сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом  производственной деятельности человека19.

Экономика представляет собой  систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению  материальных благ. Цикл экономических  отношений начинается с производства материальных благ и завершается  их потреблением. Отношения, связанные  с распределением и обменом произведенной  продукции, носят промежуточный  характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития20. Государство и право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

Воздействие государства  на экономику имеет иной характер чем воздействие права. Если право  воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной  формой рыночной экономики, то государство  обеспечивает внешние условия ее функционирования.

Во-первых, государство выполняет  функцию защиты страны от нападения  извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную  стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и  стабильность общества — также необходимая  предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает  и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические  функции, обеспечивающие целостность  экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство  берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования культуры и др.

В-четвертых, с усложнением  в ходе исторического развития экономических  связей государство все более  активно вмешивается в хозяйственную  жизнь с целью воспрепятствовать  негативным тенденциям, возникающим  в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное  регулирование в сфере экономики  признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.21

Когда воздействие государства  на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним  проявлением такого воздействия  является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет на себя управление хозяйством. Порочность подобной системы  состоит в следующем.

Во-первых, государство «отключает»  действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров  и услуг, т.е. интересов потребителя  и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном  случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько  необходимо произвести. Государство-собственник  забирает эту функцию себе, осуществляя  планирование производства. Мнение государственных  чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум  чиновников госаппарата, не соответствующий  коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности  предприятий, заводов, фабрик. Экономические  результаты для них не имеют особого  значения, ибо у рентабельных предприятий  государство забирает прибыль, а  убыточным предоставляет необходимое  финансирование. Ни одно предприятие  не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.

Государство — организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых  общество не может обойтись. Затраты  на них — это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и  чрезмерную дань, и тогда затраты  ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными  чрезмерными затратами выступают  милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д. Индикаторами непомерных государственных  расходов являются прямые и косвенные  налоги, грабящие население и душащие  экономику, быстрый рост инфляции и  другие негативные явления.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административнойзаурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение  государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность  очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые  ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных  проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых  городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т. д22.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Общество и государство, их соотношение  — кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную  важность и актуальность, изучена  слабо. Долгое время научная мысль  вообще не делала различий между обществом  и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять  политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые  аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства  и длительное время обходилось без  него. Объективная потребность в  государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального  расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство  пришло на смену отживающей свой век  родовой организации как новая  форма организации изменившегося  и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне  присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно  грозит саморазрушение. Значит, государство  есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь  выступает как государственно-организованное.

Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет  многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность  последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными  делами, в обеспечении порядка  и общественной безопасности. Государство  противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной  сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов.

Информация о работе Понятие и признаки государства и общества