Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:24, курсовая работа
Правонарушение — одно из тех социальных явлений, которые представляют исключительный интерес для теоретического и практического правового знания, да и не только правового. Действительно, почему закон, казалось бы, принятый для общей пользы и утверждённый государственной властью, в котором уже не один раз оговаривались правила поведения, тем не менее, нарушается? Да подчас еще таким образом, что нарушение угрожает стабильности общественной жизни, становится общественно опасным.
По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.
К категории особо тяжких преступлений Уголовный кодекс РБ относит деяния, за которые предусматривается наказание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы.
Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния [6, с. 233].
Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном законе — Уголовном кодексе РБ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к Уголовному кодексу РБ и подлежат включению в него.
Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и административным проступком заключается в различной степени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасными общественными последствиями.
Вот тот критерий, по которому
можно и должно разграничивать проступки
и преступления. Будучи совершенным
даже при определенных отягчающих обстоятельствах,
административный проступок не может
квалифицироваться как
Вопрос о том, увеличивает ли повторное совершение административного проступка общественную опасность деяния и личности нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой изменение юридической природы самого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно, для применения к виновному уголовного наказания, должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правонарушения повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, преступление не есть сумма проступков. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок может относиться лишь к личности правонарушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Кроме того, согласно общему принципу права «лицо, подвергнутое в установленном законом порядке наказанию, не может быть наказано за то же деяние» [16, с. 115].
Заключение
Итак, подводя итоги данного исследования, можно сделать некоторые выводы.
Правонарушение можно определить как виновное, противоправное
действие (бездействие) деликтоспособного лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Для определения наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений в юридической науке выделяют состав правонарушений. Элементами состава правонарушения выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением.
К объекту правонарушения могут относиться общественные отношения, дисциплина труда, правосудие, отношения собственности, а также конкретные блага, личность, ее здоровье, имущество, достоинство и т.д.
Объективная сторона правонарушения является внешним проявлением противоправного деяния. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо, а также социальные организации.
Субъективная сторона состава правонарушения предполагает ответственность за противоправное деяние при наличии вины правонарушителя. Вина, как необходимый субъективный признак правонарушения, должна иметь место во всех правонарушениях, независимо от того, совершены ли они физическим, юридическим лицом или иным субъектом права. Все правонарушения обладают признаками, позволяющими отличить их от любых других социальных явлений. Всем правонарушениям свойственны общественная опасность и противоправность.
Правонарушения крайне неоднородны. Существуют определенные критерии (например, по степени общественной опасности деяния), которые позволяют различить преступления (самые тяжкие правонарушения) и проступки (менее опасные). Внутри этих двух групп также существует внутреннее деление: у преступлений — по степени тяжести, у проступков — в зависимости от сферы общественных отношений, нормы которой были нарушены.
В настоящее время в нашей стране уровень правонарушений не высокий, этому способствует активная профилактика. Так, например, анализ преступлений, особенно тяжких, показывает, что большинство из них происходят из-за внезапных конфликтов, «подогретых» алкоголем. Поэтому органами внутренних дел проводится определенная работа по борьбе с алкоголизацией населения. Для сохранения общественного порядка так же существуют добровольные дружины, посредством которых обеспечивается дополнительный общественный порядок. Их работа активно стимулируется государством. Большинство правонарушений совершаются лицами, у которых уже есть проблемы с законом. Значит, субъекты профилактики не сумели найти к ним подход, адаптировать к полноценной жизни в обществе, обеспечить работой, проконтролировать досуг. Так же в некоторых районах проводиться «ярмарки вакансий» для лиц, возвратившихся из исправительных учреждений и ЛТП, не имеющих постоянного места работы.
Кроме этого, думаю, что очень важно, чтобы принимаемые законы, на различных уровнях законодательной власти, правовые акты несли в себе разумное начало, были полезны, реально выражали интересы большинства населения. Нарушение правовых норм наносит обществу существенный моральный и материальный вред. Основная цель государства, его правоохранительных органов, всей правовой системы — стремится к тому, чтобы максимально сократить число правонарушений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ