Понятие и признаки функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции
государства» с учетом специфики российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрыть понятия функций государства, позиции различных учёных в определении функций государства;
- раскрыть сущность функций государства с учетом изменения самого государства;
- характеризовать классификацию функций государства

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Участие в международных экономических союзах позволяет скоординировать внешнеэкономическую политику нескольких государств, интересы которых совпадают. При этом координируются совместные объёмы поставок, размеры взаимных таможенных пошлин, деятельность торговых представителей, ликвидация таможенных границ внутри союза, свободное движение капитала и рабочей силы и пр.

Стимулирование путём предоставления льгот отечественным транснациональным корпорациям позволяет государству получать прибыль от их деятельности. Лидерами по числу ТНК являются США, Япония и Евросоюз.

Кроме того, государство может участвовать в прямой торговле товарами либо услугами на международном рынке. Для этого, как правило, создаются соответствующие государственные корпорации. В частности Россия активно торгует на мировом рынке нефтепродуктами и вооружением.

Функция международного представительства, включая сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем, сотрудничества с международными организациями. Каждое из современных государств участвует в мировой политической жизни. Функция международного представительства реализуется посредством использования дипломатического механизма. Для оперативного осуществления этой функции государства располагают специальной инфраструктурой, включающей дипломатические и консульские учреждения на территории других государств по всему миру.

Внешнеполитическая функция. Суть этой функции заключается в участии государства в международных политических отношениях, а также в высказывании официального мнения о развитии международной обстановки.

 

2.3 Содержание внутренних  функций государства

Коренные преобразования во всех сферах государственной и общественной жизни России, начавшиеся в последнее десятилетие ХХв., юридически оформились с принятием Конституции 1993г. [См.: 1]. Внедрение демократических государственных и общественных институтов, становление рыночной экономики, изменение в социальной, культурной и духовной сфере, формирование гражданского общества – вот далеко не полный перечень основных направлений российской государственно-правовой реформы.

Соответственно, значительные изменения произошли во внутренних государственных функциях. Новые цели и задачи потребовали коррекции государственной деятельности. На первый план вышли проблемные вопросы реформирования экономики, социальной сферы, демонтаж командно-административной системы. Они решаются путём реализации основных внутренних функций  Российского государства: экономической, социальной, экологической; функции налогообложения; охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечение законности и правопорядка.

Экономическая функция. Одной из важнейших задач государственного строительства России на современном этапе является реформа всей экономической и хозяйственной системы. В стране внедряется рыночная экономика, формируются новые экономические отношения.

В ст. 8 Конституции РФ заложены основные принципы экономической системы России: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. [1, 6]

В части 2 данной статьи закреплено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [1, 6]

Экономическая функция определяет пределы и способы вмешательства государства в экономику.

В рамках осуществления этой функции выделяют два основных способа регулирования экономики.

Первый способ предполагает прямое государственное регулирование экономики. Государство участвует в хозяйственной деятельности в качестве собственника государственных унитарных и казённых предприятий, социальных, культурных, научных, образовательных учреждений, напрямую управляет их деятельностью.

Второй способ предполагает косвенное регулирование. Оно означает, прежде всего, нормативно-правовую регламентацию экономических отношений, установление единых правил рынка.

Особое место в экономической функции государства занимает осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

Правовой основой реализации экономической функции государства является, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, многочисленные федеральные законы, закрепляющей статус юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, порядок регистрации и лицензирования хозяйствующих субъектов.

Социальная функция. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1, 6]

Для обеспечения реализации данной основы конституционного строя, государство призвано обратить особое внимание на реализацию своей социальной функции. Наряду с экономической, социальная функция призвана обеспечить нормальное существование человека в условиях рыночной экономики, государство должно помочь людям, не имеющим в полной мере возможности реализовать свои права и законные интересы.

Социальная функция выражается через основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Правовой основой социальной функции государства являются законы «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и другие.

Экологическая функция. Одно из важнейших направлений деятельности государства в современном мире играет охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Научно-техническое воздействие, активное вмешательство человека в природу влечёт многие негативные последствия, для противодействия которым реализуется экологическая функция государства.

Загрязнение воздуха и водных источников; повышение уровня радиации; угроза растительному и животному миру, здоровью и жизни человека, захоронение ядерных и химических отходов – вот далеко не полный перечень экологических проблем современной России. Глобальный масштаб экологических проблем требует решительных действий государства, направленных на решение насущных вопросов охраны природы.

Правовой основой осуществления экологической функции государства является Конституция РФ. В ст. 42 предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии. [См.: 1, 17] Статья 58 закрепляет соответствующую обязанность каждого заботиться о благоприятной окружающей среде и природных ресурсах. [См.: 1, 22]

В реализацию конституционных норм приняты федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об охране атмосферного воздуха», Лесной и Водный кодексы РФ.

В рамках данной функции государство устанавливает правовой режим природопользования, регулирует обязанность исполнять природоохранное законодательство, принимает меры по предотвращению и ликвидации природных и техногенных катастроф.

Функция охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечение законности и правопорядка справедливо называют правоохранительной функцией, в рамках которой государство выполняет свою роль защитника общества и личности.

Статья 2 Конституции РФ признаёт человека, его права и свободы как высшую ценность, закрепляет обязанность государства защищать права и свободы человека. [См.: 1, 4] Статья 18 устанавливает непосредственное действие основных прав и свобод, они составляют смысл деятельности законодательных, исполнительных органов власти и обеспечиваются правосудием. [См.: 1, 10]

В период становления новой российской государственности обострились самые проблемные вопросы в обеспечении законности и правопорядка: рост преступности, коррупция, сращивание криминалитета с властью и ряд других.

Поэтому одной из стратегических задач государства в рамках концепции национальной безопасности является обуздание преступности, борьба с латентной преступностью, профилактика преступлений и правонарушений.

В последнее время были введены в действие новый Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, призванные быть реальными правовыми гарантами обеспечения и защиты прав граждан при привлечении к уголовной ответственности и её реализации.

Ведущая роль в реализации данной государственной функции принадлежит Министерству внутренних дел РФ, его территориальным органам и линейным подразделениям.

Огромную роль в правоохране играет Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за точным и безусловным соблюдением законов на всей территории Российской Федерации.

Внутриполитическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета политическими средствами и методами). Важность реализации внутриполитической функции любым государством определяется тем, что именно посредством политики осуществляется управление обществом. Каждое государство строит свои взаимоотношения с обществом на основе выработанной политики, суть которой определяется избранным политическим режимом как элементом формы государства.

Идеологическая функция (пропаганда определённых идей, ценностей, воспитание в духе официальной идеологии и т. д.). Ни одно государство не может существовать без идеологии. Даже в том случае, когда официально признаётся идеологическое разнообразие, одна из идеологий является доминирующей в государственном строительстве, иначе государство не могло бы развиваться и вообще функционировать. Любое государство придерживается выбранных ценностей в различных сферах деятельности. В экономике – командно-административных, либеральных, протекционистских, в национальной политике – интернациональных, националистических, расистских, в отношении к религии – атеистических, клерикальных, теократических, отделения церкви от государства. Таким образом, идеология присутствует в любой государственной деятельности.

Информационная функция. Информацией называются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государства. Национальная безопасность государства существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Государственное функционирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

- регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением  информации с применением информационных  технологий (информатизации);

- развитие информационных  систем различного назначения  для обеспечения граждан (физических  лиц), организаций, государственных  органов и органов местного  самоуправления информацией, а также  обеспечение взаимодействия таких  систем;

- создание условий для  эффективного использования информационно-телекоммуникационных  сетей, в том числе сети «Интернет»  и иных подобных информационно-телекоммуникационных  сетей.

Государственные органы, на которые возложены обязанности по реализации информационной функции государства:

- собирают информацию;

- систематизируют информацию;

- хранят информацию;

- участвуют в разработке  и реализации целевых программ  применения информационных технологий;

- создают информационные  системы и обеспечивают доступ  к содержащейся в них информации.

Функция налогообложения. Одним из отличительных признаков любого государства являются налоги. Без них невозможна хозяйственно-организующая роль государства.

 

 

 

2.4 Функция налогообложения  и формы её осуществления

В советский период основная часть государственного бюджета (до 92%) складывалась в результате поступлений от государственных предприятий, соответственно, 8% государственного дохода поступало от граждан, а формирование и расходование бюджета того периода было похоже на перекладывание денежных потоков из одного государственного «кармана» в другой.

Экономические, государственные и политические преобразования, происходящие в нашей стране, развитие частной собственности обусловили появление новой функции налогообложения, которая ранее не выделялась в качестве самостоятельной, а охватывалась более общей, хозяйственно-организационной функцией. В новых условиях развития России в силу возрастания значения налогов в осуществлении государством политики и решении, стоящих перед ним задач, функции налогообложения отводится совсем иное значение. От её эффективной реализации зависит формирование бюджетов всех уровней и осуществление государством иных функций (социальной, экономической, обороны, экологической, культурной и т. д.). Поэтому функция налогообложения в настоящий период является не второстепенным (дополнительным), а одним из основных направлений деятельности государства. Налоги – это основа пополнения бюджетов всех уровней. Если не будет сформирован бюджет, государство не сможет осуществлять свои иные функции.

Информация о работе Понятие и признаки функций государства