Функция налогообложения –
это одно из основных направлений деятельности
государства по установлению, введению
и взиманию налогов и сборов, а также контролю
за их полной и своевременной уплатой.
Функция налогообложения воздействует
на финансовые отношения, складывающиеся
в процессе осуществления государством
финансовой деятельности. Её непосредственное
содержание составляют: установление
и реализация налоговой политики; формирование
и пополнение бюджета, прежде всего государственного
бюджета как федерального, так и субъектов
Федерации; формирование и пополнение
муниципального бюджета, которые происходят
за счёт всех видов налогов и сборов, а
также таможенных платежей.
Данная функция тесно взаимосвязана
с экономической функцией, государство
с помощью обеих функций регулирует хозяйственный
оборот и участвует в рыночных отношениях.
Необходимость реализации налоговой
функции государства обусловило бурное
развитие финансового законодательства.
Так, были приняты части первая и вторая
Налогового кодекса РФ, Таможенный кодекс
РФ, Закон РФ «О налоговых органах Российской
Федерации», а также многочисленные нормативные
акты, регламентирующие деятельность
финансовых органов. Благодаря принятию
ряда ведомственных нормативных актов
в структуре органов внутренних дел были
образованы подразделения, специализирующиеся
на выявлении и предупреждении налоговых
преступлений. В своей совокупности, нормативные
акты составляют правовую основу для осуществления
государством функции налогообложения.
Функция налогообложения относится
к числу внутренних функций и осуществляется
в законодательной, исполнительной, а
иногда и судебной формах. Установление
и введение налогов – законодательная
форма осуществления функции налогообложения,
а взимание и контроль – исполнительная.
В тех случаях, когда происходит принудительное
взимание налога, функция налогообложения
реализуется иногда в судебной форме.
Использование различных форм осуществления
функции налогообложения направлено на
достижение единых целей – установить
налоги, порядок их уплаты, а так же контролировать
их полную и своевременную уплату.
В целях пресечения и профилактики
правонарушений в налоговой сфере, соблюдения
режима законности налоговыми органами
осуществляется налоговый контроль, включающий:
проведение проверок; получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверку данных
учёта и отчётности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода. Налоговый контроль имеет большое
значение в реализации функции налогообложения,
так как позволяет своевременно выявить
налоговое правонарушение и принудить
налогоплательщика к исполнению налоговой
обязанности. Таким образом, функция налогообложения
может осуществляться и в форме контрольной
правоохранительной деятельности. В процессе
реализации налогового контроля, налоговые
органы тесно взаимодействуют с органами
внутренних дел, таможенными органами
и прокуратурой.
Глава 3. Механизм реализации
функций государства
Механизм реализации государством
своих функций имеет специфические черты,
отличающие его от механизмов функционирования
иных сложных систем.
В качестве специфического
метода реализации государственных функций
выступает метод властного воздействия.
Использование метода властного воздействия
опирается на соответствующие средства.
Средства властного воздействия могут
быть правовыми либо организационными.
Различие между правовыми и организационными
формами реализации государственных функций
заключается в следующем. Право воздействует
на сознание и поведение личности непосредственно
путём предписания либо рекомендации
общественно полезной модели поведения.
Организационное воздействие заключается
в опосредованном воздействии государства
на сознание и поведение личности путём
создания оптимальных условий для реализации
общественно полезной модели поведения.
К правовым формам реализации
государственных функций относятся правотворческая,
правоприменительная, правоисполнительная,
правоохранительная.
Правотворческая форма реализации
функций государства заключается в разработке,
принятии и опубликовании, корректировке
и отмене нормативных правовых актов,
содержащих властные предписания.
Правоприменительная форма
реализации функций государства заключается
во властной деятельности государственных
органов по реализации предписаний норм
права применительно к конкретным ситуациям
и индивидуально определённым участникам
общественных отношений.
Правоисполнительная форма
реализации функций государства заключается
в совершении субъектами общественных
отношений действий, предусмотренных
нормами права.
Правоохранительная форма реализации
функций государства заключается в применении
государственными органами принуждения
к нарушителям предписаний норм права.
Составными частями правоохранительной
формы реализации функций государства
являются контроль и надзор.
К организационным формам реализации
государственных функций относятся различные
программы действий, политические курсы,
налоговая, кредитная и финансовая политика.
Функции государства осуществляются
различными методами, основными из которых
являются: стимулирование, убеждение и
принуждение.
Стимулирование – целенаправленное
побуждение к совершению деяния посредством
мотивации поведения. В государственном
управлении применяются материальные
и моральные стимулы. В качестве основных
материальных стимулов можно назвать
заработную плату, денежное вознаграждение,
штрафные санкции к нарушителям правопорядка.
К моральным стимулам относятся награждение
государственными наградами, объявление
выговора и пр.
Убеждение – целенаправленное
побуждение к совершению деяния посредством
формирования сознания путём обоснования,
внушения, демонстрации. В качестве одного
из основных средств убеждения в функционировании
государства является правовая пропаганда.
Принуждение – обеспечение
желаемого поведения посредством применения
либо угрозы применения силы. Методами
принуждения являются административное
доставление в органы внутренних дел,
арест в уголовном процессе, принудительное
лечение от алкоголизма, наркомании, психических
заболеваний по решению суда, арест и реализация
имущества должника в исполнительном
производстве.
Коллектив авторов под руководством
В. А. Кучинского необоснованно причисляет
к методам принуждения выговоры по службе,
штрафы за нарушение правил дорожного
движения и уголовные наказания за преступления
в отношении общества, государства и личности.
[См.: 5, 120, 142] Эти методы являются
стимулирующими. Так, выговоры по службе
по своей природе есть метод нематериального
стимулирования, так как механизм достижения
в данном случае необходимого результата
включает в себя такое воздействие на
личность правонарушителя, которое затрагивает
мотивы его деятельности. Если одним из
ведущих мотивов деятельности личности
является карьерный рост, то под страхом
получения выговора он будет по возможности
добросовестно исполнять свои служебные
обязанности.
Основным отличием методов
принуждения от методов стимулирования
заключается именно в применении силы
либо угрозе её применения. Если на нарушителя
правил дорожного движения налагается
штраф инспектором ДПС ГИБДД, то никто
не применяет к нему силу, и никто не угрожает
эту силу применить.
Заключение
Исследование показало, что
понятие функций государства весьма неоднозначно,
общепринятой и наиболее выдержанной
точкой зрения на сегодняшний момент является
понимание функций государства, как основных
направлений его деятельности, обусловленных
общесоциальной сущностью государства.
Цель работы достигнута на столько,
на сколько позволяли это сделать
существующие известные монографические
источники и учебные пособия.
Функции государства - это основные
направления его деятельности по управлению
обществом, отражающие его цели и социальное
назначение.
Функции государства изменяются
со временем, их возникновение и утрата
обуславливается текущими задачами государства,
а следовательно, и изменениями в мире.
Государство должно выполнять свои функции
в присущих ему формах, применять в своей
деятельности различные методы.
Различаются правовые и внеправовые
формы реализации функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства
и права, обязанность государства действовать
при выполнении своих функций на основе
права и в рамках закона. Кроме того, они
показывают, как государственные органы
и должностные лица работают, какие юридические
действия они совершают. Обычно выделяют
три правовые формы осуществления функций
государства - правотворческую, правоприменительную
и правоохранительную.
В наше время возрастает роль договорной
формы в осуществлении функций государства.
Это обусловлено развитием рыночной экономики
и децентрализацией государственного
управления. Сейчас государственно-властные
решения органов государства все больше
сочетаются с договорной формой, структурами
гражданского общества и гражданами.
Внеправовые формы охватывают большой
объем организационно-подготовительной
работы в процессе осуществления функций
государства. Такая деятельность является
и необходимой, и правомерной, но она не
связана с юридически значимыми действиями,
влекущими за собой правовые последствия.
Это, например, подготовительная работа
по сбору, оформлению и изучению различной
информации при разрешении юридического
дела, ознакомление с письмами и заявлениями
граждан и т. п.
Методы осуществления функций государства
достаточно многообразны. Так, выполняя
охранительную функцию, государство использует
методы убеждения и принуждения, для реализации
экономической функции необходим целый
набор экономических методов - прогнозирование,
планирование, льготное кредитование
и инвестирование, государственные субсидии,
защита потребителей и др.
При рассмотрении методов осуществления
функций государства, возникает мнение,
что можно использовать деление на методы
убеждения и методы принуждения. При этом
к первым, будут, относится такие методы,
которые основываются на заинтересованности
личности (стимулирование, поощрение и
др.) А к методам принуждения, все те методы,
которые осуществляются путём применения
мер наказания, пресечения или приостановления
деятельности.
При этом методы убеждения должны
быть основополагающими, и только когда
они не дают положительных результатов,
в действие должны вступать методы принуждения.
Поэтому главной задачей при осуществлении
функций государства, должно стать умелое
сочетание данных методов, которое в свою
очередь приведёт к наиболее отлаженному
функционированию государства и будет
способствовать его становлению как правового.
Список использованной литературы
Нормативные акты
- Конституция (основной закон) Российской
Федерации. Официальный текст по состоянию
на 1 апреля 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ»», 1999. – 64 с.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред.
от 08.12.2011) «Об обороне» // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1996. - № 23. – Ст. 2750.
- Федеральный закон от 23.06.1995 # 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской
Федерацией военного и гражданского персонала
для участия в деятельности по поддержанию
или восстановлению международного мира и безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995.
- № 26. – Ст. 2401.
- Федеральный закон от 10.01 2002 № 7-ФЗ (ред.
от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002.-№2 – Ст.
133.
Специальная литература
- Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права / под общ. ред. В.А. Кучинского. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея,
2004. – 688с.
- Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского
права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Норма, 2004. – 784 с.
- Керимов А.Д. К вопросу о формировании
в России гражданского общества // Гражданин и право,
2002. - №3.
- Марченко М.Н. Теория государства и права:
учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Проспект, 2012. – 656 с.
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства:
учебник для юридических вузов и факультетов.
– М.: НОРМА, 2000. – 552 с.
- Сырых В.М. Теория государства и права:
учебник. – М.: Юстицинформ, 2001. – 592 с.
- Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. – М.: КНОРУС,
2012. – 400 с.
- Теория государства и права: учебник
для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Городец», 2003. – 544 с.
- Чашин А.Н. Теория государства и права:
учебник. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 688 с.