Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа
Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.
Введение …………………………………………………………………………
1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников…………….......................
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………… |
|
1. Понятие и принципы
нормотворчества …………………………………… |
. |
2. Этапы и стадии |
|
3. Виды нормотворчества ……………………………………………………..... 4. Юридическая техника…………………………… |
|
Заключение ……………………………………………… |
|
Список использованной
литературы и источников…………….. |
|
Введение
Обоснованием актуальности
выбранной мною темы является то, что
процесс нормотворчества
В условиях формирования мировых
стандартов правового регулирования,
развития законодательства на основе
общепризнанных принципов и норм
международного права вопросы
Государство должно придавать
первостепенное значение определению
оптимальных моделей
Многие проблемы, спорные вопросы юридической науки в конечном итоге подлежат закреплению в законодательстве, а как это будет сделано – зависит от законодателя. Несмотря на немалый срок развития национальной правовой системы, законотворческий процесс в Республике Беларусь только начинает исследоваться системно, на государственном уровне.
В научной литературе и на практике термины ”нормотворчество“ и ”законотворчество“, ”правотворчество“, а также ”нормотворческая“ и ”законотворческая“, ”правотворческая“ деятельность зачастую употребляются как синонимы, хотя и соотносятся как родовидовые понятия. Четкой грани во многих литературных источниках между ними не прослеживается, поэтому в настоящей курсовой работе произведена попытка выделить понятие ”нормотворчество“ как самостоятельную единицу. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в отечественной литературе послужили основанием для выбора темы настоящей курсовой работы.
Соответственно, предметом исследования данной курсовой работы является рассмотрение понятия нормотворчества как категории теории государства и права, то есть как отдельного понятия с его отличительными особенностями, анализ со всех позиций его многогранности и взаимодействия его с другими социальными и юридическими понятиями в целом.
Такие понятия как ”качество закона“ и ”законодательная техника“ в данной работе применяются не только к законодательным актам, а ко всем нормативным правовым актам. Однако при разработке данной темы акцент делается именно на законах и вопросах их подготовки, так как именно законы являются основополагающими актами, своего рода ”ядром“, нашей системы права.
В последние годы вопросы,
касающиеся нормотворческой деятельности
различных органов
Нормотворчество - это одно из важных направлений работы государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм, либо же их отменой ввиду неактуальности. По результатам нормотворческой работы - законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций, которая позволяет назвать данное государство правовым без каких-либо преувеличений.
По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Это установлено в статье 1 Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года2. А мы знаем, что правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической, политической и духовной сферах. Поэтому для создания правового государства недостаточно его провозглашения таковым, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного вмешательства властных структур.
Процесс формирования правового
государства предполагает глубокие
перемены в состоянии законности,
правотворчества и
Огромное значение для
совершенствования текущего законодательства,
практики его применения и совершенствования
правовой системы в целом имеет
принятие государственными органами (должностными
лицами) нормативных правовых актов
в пределах их полномочий, определение
соподчиненности (иерархии) этих актов,
порядка опубликования и
В свое время Шарль Луи Монтескьё писал, что ”не было и, пожалуй, не будет законов, обладающих совершенной непорочностью“3 (его идеал), однако законодатель обязан стремиться к этому. Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя, если он стремится к формированию правового государства.
Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. ”Потребителями“ законов являются люди, общество, поэтому нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные и моральные затраты, нарушение интересов граждан.
Кроме того, осмысление теоретических проблем нормотворчества под углом зрения юридической науки и практики, позволяет глубже оценить роль норм права, увидеть всю значимость и многогранность нормотворческой деятельности органов государства, а, следовательно, и значимость деятельности юриста в подготовке нормативных правовых актов и проведении их в жизнь.
Главной целью этого исследования
является раскрытие понятия
При написании настоящей работы были использованы труды таких видных советских юристов как Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин, Д.А. Керимов, изучены исследования современных белорусских и российских ученых – Г.А. Василевича, Н.А. Власенко.
1. Понятие и принципы нормотворчества
Приступая к рассмотрению понятия нормотворчества, обратимся к его этимологии, то есть науке о происхождении слов.
Анализируемое понятие
состоит из двух ключевых слов ”норма“
и ”творчество“. Первое по существу
определяет направленность (цель) нормотворческой
деятельности. Следует отметить, что
такая юридическая деятельность
имеет своей целью создание правовых
норм, то есть формально определенных
правил поведения общего характера,
если эти правила распространяются
на всех граждан, или правил поведения
узковедомственной
Второе слово – ”творчество“. Проблемный вопрос ”что такое творчество?“ во все времена будоражил умы философов, филологов, психологов и, конечно, юристов.
Так, В. Даль в своем Толковом
словаре раскрывал понятие ”
Проблемы творчества неоднократно были предметом исследования и ученых-юристов. Однако указанная проблема изучалась в основном в рамках частного права. Так, например, О.С. Иоффе в свое время указывал, что ”творчество – это сложный процесс, зависящий от индивидуальных особенностей творца, масштаба задачи, которую он поставил перед собой, ее общественной значимости и от многих других факторов, учесть и предвидеть которые с самого начала трудно, если не невозможно“. Кроме этого, автор отмечал, что ”творчество“ можно употреблять в широком (универсальном) и узком (специальном) смыслах: в первом значении творческой является любая деятельность, в результате которой создается нечто новое (в таком понимании творчество способно проявляться в создании, как духовных, так и материальных ценностей); во втором – это лишь сознательная созидательная деятельность, ”отличительную особенность которой составляет ее качественная новизна“. Исходя из изложенного, О.С. Иоффе определил творчество ”как сферу духовного производства, обладающую определенными качествами интеллектуальную деятельность человека“7.
Попытку разработать самостоятельную теорию творчества предприняла С.В. Усольцева. На основе проведенного анализа юридической литературы она предложила определять творчество как интеллектуальную деятельность, которой присущ признак новизны (оригинальности)8.
Конечно, творчески созданным нормативный акт можно назвать только тогда, когда нормы его действуют реально, а не остаются на бумаге, эффективно регулируют прочно сложившиеся либо возникшие недавно общественные отношения.
Под нормотворчеством понимают
и один из основных признаков государства,
поскольку среди множества
Чтобы понять правовую природу и назначение в механизме государства нормотворческой деятельности, необходимо исследовать различные подходы и мнения к решению этой теоретической проблемы. Так, например, данное понятие можно рассматривать как составную часть механизма правового регулирования, без которой не появятся на свет нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений. В обоснование выдвинутой гипотезы необходимо использовать инструментальный подход к понятию механизма правового регулирования, который дает возможность по-новому исследовать саму структуру данного механизма.
Определяя место нормотворчества
в структуре механизма
Используя телеологический подход к рассматриваемой проблеме, можно сделать следующий вывод: задачей-минимумом нормотворческой деятельности является создание соответствующего нормативного документа, направленного на регламентацию конкретных отношений, а задачей-максимумом – упорядочение общественных отношений, установление правового порядка и режима законности. Таким образом, видно, что в работе механизма правового регулирования можно выделить два основных этапа – нормотворчество и реализацию права.