Понятие и принципы нормотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа

Краткое описание

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников…………….......................

Вложенные файлы: 1 файл

ОТП КУРСОВАЯ.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

Кроме того, должна быть обеспечена равная защита законных прав и интересов каждого. Консолидация общества в значительной степени  зависит от разумного отражения  в законодательстве баланса интересов  всех его социальных групп и слоев15.

Сочетание общегосударственных и региональных интересов

Этот принцип  актуален, прежде всего, для федеративных государств. Он заключается в том, что правотворческие решения  федеральных властей должны  учитывать  интересы регионального характера, отражать местные особенности. Но не менее важны эти положения  и для унитарных государств.

Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые центральными  органами, в чем-то ущемляют интересы населения определенной местности, вызывая негативное к ним отношение. В результате эффективность действия актов значительно снижается.

Следовательно, те решения центральных нормотворческих  органов, которые затрагивают интересы какого-либо из регионов, должны очень  тщательно прорабатываться с  этой точки зрения и учитывать  местные интересы. Естественно, и  местные органы в своих актах  не должны игнорировать общегосударственные  интересы. Актуальность для Беларуси этого принципиального положения  связана с регулированием различных  сторон жизни населения в регионах, потерпевших от аварии на Чернобыльской  атомной электростанции. Названный  принцип важен и при определении  правового положения создаваемых  в республике свободных экономических  зон, и во многих других случаях.

Основные принципы нормотворческой деятельности закреплены в статье 7 Закона ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“:                                             1) конституционность; 2) соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; 3) приоритет общепризнанных принципов международного права; 4) защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальная справедливость; 5) научность;                 6) системность и комплексность правового регулирования общественных отношений. Отдельно оговорена юридическая сила нормативных актов. Указывается, что кодексы имеют большую силу по отношению к другим законам, а Гражданский кодекс – по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права16.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно  сделать выводы, что под нормотворчеством следует понимать научную и организационную  деятельность компетентных государственных  органов (должностных лиц), а также  негосударственных организаций  в случае делегирования им специальных  полномочий и народа в ходе референдума  по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию, толкованию, приостановлению  действия, признанию утратившими  силу либо отмене нормативных правовых актов. При этом принципы нормотворческой деятельности строго регламентированы Законом ”О  нормативных правовых  актах Республики  Беларусь“. 

2. Этапы и стадии правотворческого  процесса

 

Правотворческая деятельность представляет собой достаточно сложный  и многогранный процесс. Он по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных  действий (этапов), которые в теории принято называть стадиями.

В обобщенном виде можно  выделить следующие стадии правотворчества:

1. Принятие решения о  подготовке проекта акта;

2. Подготовка (разработка) проекта; 

3. Обсуждение и принятие  нормативного акта;

4. Санкционирование, промульгация  и опубликование нормативно-правовых актов.

Технология создания нормативно-правового  акта в Республике Беларусь предусмотрена  Законом ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“. В частности, в нем определены следующие стадии нормотворческого процесса:

1. планирование нормотворческой деятельности;

2. нормотворческая инициатива;

3. подготовка проекта нормативно-правового акта;

4. принятие (издание) нормативно-правового акта;

5. включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. опубликование нормативно-правового акта17.

Содержание каждой стадии правотворческого процесса определяется особенностями нормативного правового  акта, его юридической природой, видом, назначением, характером регулируемых общественных отношений.

В связи с развитием  информационных  технологий  иным  содержанием  наполнилась предпоследняя стадия нормотворческого процесса. Национальный  реестр правовых актов Республики Беларусь существует не только как печатное издание, но и в цифровом варианте. С помощью сети Интернет в Беларуси обеспечен доступ граждан к массиву законодательства и судебной практики, включающему около 160 тысяч документов. Данная база данных, существующая в интернете, является  эталонным банком данных правовой информации Беларуси.

Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры  принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества  и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для  этого процесса.

В настоящее время законодательный  процесс Республики Беларусь включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные.

К обязательным стадиям относятся:

· реализация права законодательной  инициативы (то есть внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);

· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;

· рассмотрение законопроекта  Палатой представителей в первом и втором чтениях;

· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;

· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом  Республики;

· подписание закона Президентом  и его обнародование.

Возможными стадиями законодательного процесса выступают:

· преодоление разногласий  между Палатой представителей и Советом Республики в случае отклонения последним законопроекта;

· преодоление Парламентом  президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

Раскроем основные стадии правотворческого процесса.

Планирование  нормотворческой деятельности

Подготовка нормативно-правовых актов осуществляется на плановой основе.  При разработке планов подготовки проектов нормативно-правовых актов учитываются предложения субъектов право законодательной инициативы, а также иных заинтересованных органов, общественных объединений, организаций, граждан. В соответствии с этим планом нормотворческий орган занимается разработкой нормативно-правовых актов.

Планирование нормативно-правовых актов включает:

- государственные программы,  содержащие положение о подготовке  проектов нормативно-правовых актов;

- ежегодные планы подготовки  законопроектов, планы подготовки  проектов нормативно-правовых актов.

Ежегодной подготовкой таких  планов и внесением на утверждение  Президентом  Республики Беларусь занимается Национальный Центр Правовых Исследований Республики Беларусь.

  Нормотворческая инициатива

Согласно Конституции  Республики Беларусь  право  законодательной  инициативы принадлежит:

      • Президенту;

      • депутатам  Палаты представителей;

      • Совету  Республики;

      • Правительству;

      • гражданам,  обладающим избирательным правом  в количестве не менее   50 тысяч человек и реализуется в палате представителей18.

Также  необходимо  отметить,  что  законопроекты,  следствием  принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание   или увеличение  расходов,  могут  вноситься  в  Палату  представителей  лишь   с согласия Президента либо по его  поручению  -  Правительства.

Что  касается вопроса  об объявлении рассмотрения проекта  закона срочным, то Президент либо по его поручению Правительство  имеют право вносить соответствующие  предложения в Палату представителей и Совет Республики, которые должны рассмотреть его в течение  десяти дней со дня внесения на их рассмотрение. Палата представителей и Совет Республики могут принимать  решения  на  своих заседаниях, голосуя в целом  за весь внесенный Президентом или  Правительством проект  или его  часть, сохранив лишь те поправки, которые  предложены ими.

Подготовка проекта  нормативного правового акта

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:

- рассмотрение нормотворческого  предложения и принятие решения  по подготовке проекта;

- организационно-техническое  и финансовое обеспечение его  подготовки; 
сбор необходимых материалов и информации;

- разработку концепции  проекта;

- составление текста проекта;

- согласование проекта;

- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может  осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить иному субъекту нормотворческой  инициативы, заказать ее Национальному  центру законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а также в установленном порядке  привлечь к подготовке проекта соответствующих  специалистов из иных организаций, в  первую очередь государственных, поручить специально создаваемым для этого  временным комиссиям или рабочим  группам19.

 

 

Согласование  проекта нормативного правового  акта

Проект нормативного правового  акта до внесения его в нормотворческий  орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласование проекта  нормативного правового акта проводится посредством:

- выражения в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом с обоснованием имеющихся замечаний и предложений и приложением в случае несогласия с нормативными правовыми предписаниями предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники;

- визирования, при котором руководитель государственного органа (организации) визирует проект нормативного правового акта (при наличии по нему замечаний и предложений - с их обоснованием и приложением предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники).

При согласовании проекта  нормативного правового акта выражение  в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом производится в тридцатидневный срок со дня  получения в установленном порядке  проекта, а его визирование - в  пятидневный срок, если иной порядок  не предусмотрен Президентом Республики Беларусь, а для проектов нормативных  правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, - также Правительством Республики Беларусь.

Проект нормативного правового  акта считается согласованным в  случае непредставления в определенный частью третьей настоящей статьи срок информации о согласовании, отсутствия предложения о продлении срока  согласования с обоснованием необходимости  такого продления или отказа в  продлении срока согласования.

Проект закона, внесенный  Президентом Республики Беларусь, считается  согласованным со всеми заинтересованными  государственными органами (организациями), а проект закона, внесенный Советом  Министров Республики Беларусь, - согласованным  с государственными органами (организациями), подчиненными Правительству Республики Беларусь20.

Экспертиза проекта  нормативного правового акта

Проект нормативного правового  акта подлежит обязательной юридической  экспертизе.

Обязательная юридическая  экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:

- проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, - уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;

- проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей, - Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Поступившие в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов направляются в уполномоченное структурное подразделение Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для подготовки соответствующего заключения;

Информация о работе Понятие и принципы нормотворчества