Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:14, курсовая работа
Основополагающую роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
1.1. Понятие правового положения (статуса) личности и его основ…………6
1.2. Содержание основ правового положения человека и гражданина в РФ………………………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
2.1. Понятие принципов правового положения человека и гражданина в РФ………………………………………………………………………………....16
2.2. Принцип равноправия граждан…………………………………………….17
2.3. Принцип неотчуждаемости………………………………………………...20
2.4. Принцип непосредственного действия прав и свобод……………………21
2.5. Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей ……………..21
2.6. Принцип соответствия международно-правовым актам ………………...22
2.7. Принцип запрета на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....…..27
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 18 ФЗ "О гражданстве РФ" гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
В свою очередь основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации перечислены в статье 20 ФЗ "О гражданстве РФ". К таковым относится:
а) наличие не выполненного перед Российской Федерацией обязательства, установленного федеральным законом;
б) привлечение компетентными
в) отсутствие у лица, ходатайствующего о выходе из гражданства Российской Федерации, иного гражданства и гарантий его приобретения.
Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 ФЗ "О гражданстве РФ"). Аналогичное по своей сути определение понятия "иностранный гражданин" приводится и в ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 года « О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» (в ред. От 23.07.2010 года).
Согласно указанной норме, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Также как и понятие иностранного гражданина, понятие лица без гражданства раскрывается в ст. 3 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и в ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Таковым считается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
При этом, как правило, "статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства".13 Аналогично статус апатрида приобретается также и при распаде государств, как это было с Советским Союзом.
В части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, Конституция Российской Федерации в качестве общего правила предусматривает, что на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется национальный правовой режим.14 И лишь в случаях, предусмотренных международным договором или федеральным законом допускаются исключения из данного правила, т.е. изъятия иностранных граждан и лиц без гражданства из-под национального правового режима.
Национальный правовой режим закреплен и в статье 4 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": "иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом".
Ограничения из национального правового режима, на которые имеется ссылка в части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации, являются случаями, устанавливаемыми лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. В качестве наиболее яркого примера такой обязанности можно указать на обязанность граждан Российской Федерации нести военную службу в соответствии с федеральным законом. На иностранных граждан и лиц без гражданства обязанность нести военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации возложена быть не может. Вместе с тем законодательство Российской Федерации закрепляет право иностранных граждан и лиц без гражданства на добровольное поступление на службу в Вооруженные силы Российской Федерации по контракту.
3) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты15;
4) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые закреплены в Конституции РФ. Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.
Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права РФ, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции РФ16.
Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная. Так, формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
2.1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
Для характеристики правового положения (статуса) личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они показывают, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активна ли деятельность государства по соблюдению и охране этих прав и свобод, признает ли государство в полной мере и полном объеме те права, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, имеются ли у человека законные механизмы для защиты своих прав и свобод.
Эти факторы зависят от принципов, на базе которых реализуются права и свободы.
Итак, принципы правового положения (статуса) личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей17.
Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.
При характеристике принципов
раскрывается их концептуальная сущность,
заложенная в нормах Конституции
РФ. Однако следует учитывать, что
их практическая реализация в настоящее
время не обеспечивается в должной
мере. Это объясняется сложностями
переходного периода в
В Конституции 1993 г. закреплены следующие принципы правового положения (статуса) личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:
Согласно принципу равноправия граждан - права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта: равенство прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом; равноправие мужчины и женщины.
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия18.
Эти начала являются важным
условием обеспечения справедливости
в пользовании человеком своими
правами и свободами, которые
гарантированы при их нарушении
судебной защитой. Рамки этой защиты
в Конституции и федеральном
законодательстве неукоснительно расширяются.
На конституционном уровне закреплена
возможность обжалования в суд
решения и действия (или бездействия)
органов государственной
Реальность равенства
каждого человека перед законом
и судом основывается на закрепленных
в Конституции принципах
Равенство прав и свобод
человека и гражданина означает, что
они признаются за всеми людьми в
равной мере, не допускается дискриминация
в пользовании правами и
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.
Это, разумеется, не исключает установления в законе широкой системы льгот для определенных категорий граждан: участников войны, блокадников Ленинграда, сирот, инвалидов и др. Социальная помощь тем лицам, которые в ней нуждаются, не нарушает принципа равенства прав и свобод.
Равноправие Конституция
понимает как равенство возможностей,
а не как фактическое равенство,
которое в жизни реально
В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.
Информация о работе Понятие и принципы правового положения человека и гражданина а РФ