Понятие и проблемы становления правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

. Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и проблемы становления правового государства.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

понятие и проблемы становления  правового государства.

 

Исходя из целей, задачи:

 

Дать понятие социального  государства;

 

Осветить проблемы становления  социального государства;

 

Осветить актуальные проблемы права социального обеспечения  как функции социального государства.

 

Положения, выносимые на защиту:

 

1. Социальное государство  - организация политической власти  общества, деятельность которой  всецело направлена на удовлетворение  интересов человека, создания всех  условий для его процветания  и развития.

 

2. Конституционно-правовая  характеристика социального государства  предполагает ряд постулатов, среди  которых: социальной функции частной  собственности, социальное партнерство,  социально-экономическое равноправие  индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой  вклад в прогрессивное развитие  общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость  особой подготовки государственных  (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного  аппарата

 

Структура курсовой работы: введение; основная часть, состоящая  из двух глав, в первой из которых  раскрывается теория построения социального  государства, а во второй - функция  социального обеспечения; заключение; список нормативных актов и литературы.

 

Научная разработанность  поднятой проблематики хорошая. Считается, что родиной понятия "социального  государства" в современной трактовке  является Германия, однако и наши теоретики  хорошо проработали данный вопрос. Среди них особо хочется отметить труды Корякина В.М. Кудашкина В.В. и Чиркина В.Е.

 

Глава 1. Становление социального  государства и его конституционно-правовые характеристики

 

 

1.1 Понятие и проблемы  становления социального государства

 

 

Понятия "социальное государство" и "социальное правовое государство" как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой  конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ  от 23 мая 1949 г. 2 Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст.3 было прямо  записано: "Задача Республики - устранять  препятствия экономического и социального  порядка, которые, фактически ограничивая  свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию  всех трудящихся в политической, экономической  и социальной организации страны"3.

 

Во-вторых, такое конституционное  закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений  в действительность, а растянулось  на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями4. В самой старой из ныне действующих - Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что "никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе  как согласно установленным законом  назначениям"5. Это конституционное  положение послужило основой  для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой  в американском социальном законодательстве.

 

В-третьих, приведенные факты, по нашему мнению, свидетельствуют  об эволюции не только государства  и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно  осуществляется таким образом, что  не только общество влияет на изменение  государства, но и государство активно  воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную  благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство  приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств  и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического  развития находит свое отражение  и в политической теории, концепции  которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих  установлений.

 

Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают  появление идей о формировании социального  государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом  осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в  наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка6.

 

Дж. Локк как выразитель политического  компромисса, осуществленного в  ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству  прежде всего функцию охраны собственности  и свободы договоров7.

 

В свою очередь, Ж.Ж. Руссо  считал одной из задач государства  устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал  на устранении богатства вообще и  тем более богатых.

 

Теоретики, жившие в условиях XIX века, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в соответствии с новыми историческими условиями. Практические же меры в области взаимодействия общества и государства носили, с  одной стороны, насильственный репрессивный характер, а с другой - выражали объективную  потребность в смягчении социальных контрастов и антагонизмов. В политической теории возник ряд новых концепций: либерализм с его апологией частной  собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и "минимального государства" как "ночного сторожа"; утопический  социализм в разных модификациях, введший термин "социализм" как  противоположность индивидуализму. В конце 40-х гг. XX века возник марксизм, с совершенно других теоретико-методологических позиций осмысливший теории предшественников и современников.

 

Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина "социальное государство" является Лоренц фон  Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство  в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти8. Однако еще в 1832 году в Германии вышла  в свет книга Р. фон Моля "Наука  полиции по началам юридического государства" (русский перевод 1871 года). Под полицией Моль понимал  связанную правом деятельность государства  по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем  принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться  всякий9. В сущности, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социального государства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами  правового государства классического  либерализма. Для этой социально-политической доктрины характерны две особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфере экономики, а вторая - к способу отправления  государственной власти. В сфере  экономики государству отводилась функция "ночного сторожа", то есть невмешательства в экономическую  жизнь и несоздания препятствий  неограниченному обогащению. Отправление  же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.

 

Итак, социальное государство - организация политической власти общества, деятельность которой всецело  направлена на удовлетворение интересов  человека, создания всех условий для  его процветания и развития. В  настоящее время социально ориентированное  государство сталкивается с проблемой  борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой  и рядом других, без решения  которых немыслимо построения государства "всеобщего благоденствия".

 

1.2 Конституционно-правовые  характеристики социального государства

 

 

Для того чтобы уяснить  природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить  его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а  с другой - посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся к современной концепции  социального государства и включенных в конституции, было, видимо, положение  о социальной функции частной  собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции РФ положений о  социальной функции частной собственности  нет.

 

Второе положение, которое  вошло в конституции в связи  с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в  том числе в упоминавшейся  Конституции Египта. Социальное партнерство  распространяют прежде всего на отношения  труда и капитала, работников и  работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно  содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: "Социальное партнерство  осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и  их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений; обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия  представителей работников и работодателей  в досудебном разрешении трудовых споров" (ст.27).

 

Третий конституционный  постулат социального государства - социально-экономическое равноправие  индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад  в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей  и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере в обозримом  будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет  свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство  не в состоянии уравнять их). Это  положение закреплено в Конституции  РФ.

 

Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа  в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях.

 

Следующий правовой индикатор  социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность  бизнеса помогать экономическому и  культурному развитию страны, ее различных  регионов, создавать благоприятные  условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д.

 

Наконец, видимо, нужно отметить, что современное социальное государство - это технократическое и технологическое  государство, а теперь во все большей  степени и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических  и иных специалистов) связаны прежде всего с тем, что государству, его органам в результате возросшей  регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее  не сталкивались. Решение этих задач  следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для  этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает. Отсюда возникает  необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при  принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и  парламентами.

 

Итак, мы рассмотрели в  данной главе понятие социального  государства и его конституционно-правовые характеристики. Многие из них не содержатся в Конституции РФ, но отражаются в Федеральных конституционных  законах и Федеральных законах, тем самым вводя правовое поле для построения социального государства.

 

Глава 2. Социальное обеспечение  как функция социального государства

 

 

2.1 Понятие социального  обеспечения и его составные  элементы

 

 

Важное теоретическое  значение имеет разработка понятия  социального обеспечения как  категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный  труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.

 

Сущность социального  обеспечения наиболее рельефно проявляется  в его функциях: экономической, демографической, реабилитационной и др.

 

Экономическая функция социального  обеспечения заключается в замещении  заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей  кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной  помощи малоимущим гражданам.

Информация о работе Понятие и проблемы становления правового государства