Понятие и проблемы становления правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

. Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и проблемы становления правового государства.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

 

Политическая функция  социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются  значительные различия в уровне жизни  различных слоев населения.

 

Демографическая функция  призвана стимулировать воспроизводство  народонаселения, необходимое для  нормального развития страны.

 

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать  себя полноценными членами общества10.

 

Удовлетворение социальных потребностей граждан может осуществляться с помощью:

 

назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо вне  связи с трудовой деятельностью  и уплатой взносов;

 

оказания бесплатных для  потребителя социальных услуг в  пределах государственных минимальных  социальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам;

 

предоставления льгот  на возмездно-неэквивалентных началах.

 

Существование указанного комплекса  отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство  заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

 

Система социального обеспечения  граждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые  для нормальной жизнедеятельности  человека и функционирования государства.

 

Право на социальное обеспечение  закреплено в ст.39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических  прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В  Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

 

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение  может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих  мероприятий; виды обеспечения; условия  и размеры обеспечения; органы, предоставляющие  обеспечение.

 

С учетом названных признаков  в настоящее время выделяются три основные формы социального  обеспечения населения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

 

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения  материального положения, наступившие  вследствие социально значимых обстоятельств. В связи с этим одним из ключевых понятий права социального обеспечения  является понятие "социальный риск". По мнению известного специалиста в  данной области В.Д. Роика, "понятие "социальный риск" включает в себя вероятность наступления материальной необеспеченности работника вследствие утраты заработка из-за потери трудоспособности (профессиональные и общие заболевания, несчастные случаи, в том числе  на производстве) или отсутствия спроса на труд (безработица)"11. По теории вероятности  социальный риск представляет собой  лишь степень, величину ожидаемой опасности. Социальный риск - это вероятность  наступления материальной необеспеченности в результате отсутствия заработка  или трудового дохода по объективным  социально значимым причинам, а также  в связи с дополнительными  расходами по содержанию детей и  других членов семьи, нуждающихся в  помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах12.

 

Перечень социальных рисков, с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, включает наступление  определенного возраста, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, необходимость воспитания детей (ст.39). Этот перечень не является исчерпывающим. Относя установление таких  случаев к сфере регулирования  законом, Конституция Российской Федерации  тем самым подтверждает обязанность  государства гарантировать гражданам  социальное обеспечение при наступлении  не только названных в ст.39 Конституции  Российской Федерации, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем  в качестве основания для его  предоставления.

 

Таким образом, право социального  обеспечения является многоаспектным явлением. Это не только комплекс социально-экономических  мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений  к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения, военному праву).

 

 

2.2 Особенности социального  обеспечения военнослужащих, граждан,  уволенных с военной службы, и  членов их семей

 

 

Необходимость и возможность  рассмотрения права социального  обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей в качестве относительно самостоятельной сферы общей  системы права социального обеспечения  обусловлены тем, что Вооруженные  Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая  имеет ряд характерных черт. Вооруженные  Силы имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед  ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность  людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы  военного законодательства, внешняя  атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в "сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью  и целостностью"13.

 

Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических  задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни  и здоровья, повышенными физическими  и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным  воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским  и профессионально-психологическим  требованиям, иметь необходимую  физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней  лицам и установление в связи  с этим законодательных ограничений  их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства - в силу ст.1 (ч.1), ст. ст.2, 7, 37 (чч.1-3), ст.39 (чч.1 и 2), ст.41 (ч.1), ст.45 (ч.1), ст. ст.59 и 71 (пп. "в", "м", "т") Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.

 

Основными факторами, или  признаками, позволяющими рассматривать  право социального обеспечения  указанных категорий граждан  в качестве относительно самостоятельного направления российского права  социального обеспечения и военного права, являются:

 

а) особый характер повседневной служебной деятельности военнослужащих. На военнослужащих возлагаются обязанности  по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с  необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для  жизни. Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время насчитывается  более 20 ограничений основных прав и свобод военнослужащих, закрепленных законодательно, что обусловлено  спецификой военной службы14. В связи  с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, в  соответствии с законодательством  им предоставляются социальные гарантии и компенсации;

 

б) высокая государственная  и общественная значимость воинского  труда, предназначенного для обеспечения  безопасности государства в военной  сфере, наличие прямой причинно-следственной связи между уровнем обороноспособности государства и степенью социальной защищенности военнослужащих, качеством  их социального обеспечения;

 

в) наличие в системе  органов государственной власти специальных органов, предназначенных  осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей;

 

г) наличие в общей системе  законодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан  особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального  обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей;

 

д) обширный контингент населения  Российской Федерации, включенного  в сферу действия указанного законодательства. По нашим даже весьма приблизительным  подсчетам, субъектами правоотношений в данной сфере являются сегодня  до 15 млн. российских граждан (военнослужащие; члены их семей, пользующиеся рядом  дополнительных гарантий и компенсаций  в связи с профессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные  с военной службы, чье пенсионное и другие виды социального обеспечения  обусловлены былой принадлежностью  к военной организации государства; ветераны).

 

Военное право является комплексной  отраслью российского права и  представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.

 

Известный специалист в области  военного права А.В. Кудашкин, раскрывая  содержание предмета военного права, выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по управлению военной  организацией государства:

 

1) общественные отношения,  складывающиеся в сфере обеспечения  обороны страны и безопасности  государства военными методами, подготовки и применения в  этих целях всех элементов  военной организации государства;  военного строительства; управления  военной организацией государства  и ее всестороннего обеспечения;

 

2) отношения, связанные  с исполнением воинской обязанности,  поступлением на военную службу  по контракту, прохождением военной  службы, а также статусом военнослужащих;

 

3) отношения, связанные  с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью  органов военной юстиции;

 

4) отношения, регулируемые  нормами международного права,  связанные с вопросами военного  сотрудничества, а также ответственностью  за нарушение норм международного  гуманитарного права15.

 

Как представляется, объединение  указанным автором в одну группу правового регулирования отношений, связанных с прохождением военной  службы и статусом военнослужащих, является не вполне обоснованным. По нашему мнению, общественные отношения, связанные  с реализацией статуса военнослужащих, их социального обеспечения и  социальной защиты, образуют вполне самостоятельную  подотрасль военного права. Аргументом, подтверждающим данный вывод, является то, что эти две сферы общественных отношений, объединенные указанным  автором в одну группу, регулируются двумя самостоятельными законодательными актами: федеральными законами "О  статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и "О воинской обязанности  и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.

 

Видный теоретик военного права начала ХХ в.П. Заусцинский  содержание военного права как "совокупности юридических норм, регулирующих жизнь  и деятельность войска" разделял на пять тесно связанных, но в то же время заметно различающихся  между собой групп правовых норм:

 

1) о комплектовании войска;

 

2) об организации войска;

 

3) о воспитании и обучении  войска;

 

4) о прохождении службы  в войске;

 

5) о содержании войска "с целью предоставить ему  все средства для полного удовлетворения  насущных потребностей человека";

 

6) о борьбе с аномальными  проявлениями в войске16. Такое  разнообразие содержания военного  права обусловлено, по мнению  указанного ученого, тем, что  "войско представляет собой  огромный организм, обособленный  от остальной массы населения  и живущий вполне самобытною  жизнью, культивирующий высокий  идеал самопожертвования отдельных  личностей ради блага общего"17.

 

Таким образом, имеются все  основания выделять право социального  обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной  подотрасли системы отечественного военного права и права социального  обеспечения.

 

Военная доктрина России, утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 21 апреля 2000 г. N 706, в качестве одного из основных принципов развития военной  организации Российского государства  провозглашает принцип реализации прав и свобод военнослужащих, обеспечение  их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. Посредством реализации законодательства о социальном обеспечении указанных  категорий граждан осуществляется формирование и поддержание на должном  уровне социального потенциала оборонной  мощи государства (социальный потенциал  оборонной мощи - это возможности  общества в укреплении оборонной  мощи государства, обусловленные состоянием социально-классовой структуры, характером классовых и национальных отношений, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей, а также степенью осуществления  социальной справедливости18). Перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военного строительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга к обеспечению одного из основных прав человека - возможности свободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защиту общества и государства. В связи с этим система социального обеспечения, ее эффективность в современных условиях становятся все более определяющим фактором престижности военной службы, укомплектованности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации и в конечном счете их боевой готовности и боеспособности.

Информация о работе Понятие и проблемы становления правового государства