Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:21, курсовая работа
. Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата
Политическая функция
социального обеспечения
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление
общественного статуса
Удовлетворение социальных потребностей граждан может осуществляться с помощью:
назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных социальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам;
предоставления льгот
на возмездно-неэквивалентных
Существование указанного комплекса
отношений обусловлено
Система социального обеспечения граждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Право на социальное обеспечение
закреплено в ст.39 Конституции Российской
Федерации. Оно является одним из
основных социально-экономических
прав человека, которые неотчуждаемы
и принадлежат ему от рождения.
Каждому гарантируется
Осуществление конституционного
права на социальное обеспечение
может быть организовано в разных
формах, которые принято разграничивать
по таким признакам, как круг обеспечиваемых;
источники и способы
С учетом названных признаков в настоящее время выделяются три основные формы социального обеспечения населения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Компенсировать или
Перечень социальных рисков,
с которыми Конституция Российской
Федерации связывает право на
социальное обеспечение, включает наступление
определенного возраста, болезнь, инвалидность,
потерю кормильца, необходимость воспитания
детей (ст.39). Этот перечень не является
исчерпывающим. Относя установление таких
случаев к сфере регулирования
законом, Конституция Российской Федерации
тем самым подтверждает обязанность
государства гарантировать
Таким образом, право социального обеспечения является многоаспектным явлением. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения, военному праву).
2.2 Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Необходимость и возможность
рассмотрения права социального
обеспечения военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и
членов их семей в качестве относительно
самостоятельной сферы общей
системы права социального
Обязанности военной службы
связаны с выполнением
Основными факторами, или
признаками, позволяющими рассматривать
право социального обеспечения
указанных категорий граждан
в качестве относительно самостоятельного
направления российского права
социального обеспечения и
а) особый характер повседневной
служебной деятельности военнослужащих.
На военнослужащих возлагаются обязанности
по подготовке к вооруженной защите
и вооруженная защита Российской
Федерации, которые связаны с
необходимостью беспрекословного выполнения
поставленных задач в любых условиях,
в том числе с риском для
жизни. Согласно проведенным исследованиям,
в настоящее время
б) высокая государственная
и общественная значимость воинского
труда, предназначенного для обеспечения
безопасности государства в военной
сфере, наличие прямой причинно-следственной
связи между уровнем
в) наличие в системе органов государственной власти специальных органов, предназначенных осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
г) наличие в общей системе законодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
д) обширный контингент населения
Российской Федерации, включенного
в сферу действия указанного законодательства.
По нашим даже весьма приблизительным
подсчетам, субъектами правоотношений
в данной сфере являются сегодня
до 15 млн. российских граждан (военнослужащие;
члены их семей, пользующиеся рядом
дополнительных гарантий и компенсаций
в связи с профессиональным статусом
главы семьи; граждане, уволенные
с военной службы, чье пенсионное
и другие виды социального обеспечения
обусловлены былой
Военное право является комплексной отраслью российского права и представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.
Известный специалист в области военного права А.В. Кудашкин, раскрывая содержание предмета военного права, выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по управлению военной организацией государства:
1) общественные отношения,
складывающиеся в сфере
2) отношения, связанные
с исполнением воинской
3) отношения, связанные
с поддержанием воинской
4) отношения, регулируемые
нормами международного права,
связанные с вопросами
Как представляется, объединение
указанным автором в одну группу
правового регулирования
Видный теоретик военного права начала ХХ в.П. Заусцинский содержание военного права как "совокупности юридических норм, регулирующих жизнь и деятельность войска" разделял на пять тесно связанных, но в то же время заметно различающихся между собой групп правовых норм:
1) о комплектовании войска;
2) об организации войска;
3) о воспитании и обучении войска;
4) о прохождении службы в войске;
5) о содержании войска
"с целью предоставить ему
все средства для полного
6) о борьбе с аномальными
проявлениями в войске16. Такое
разнообразие содержания
Таким образом, имеются все основания выделять право социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной подотрасли системы отечественного военного права и права социального обеспечения.
Военная доктрина России, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации
от 21 апреля 2000 г. N 706, в качестве одного
из основных принципов развития военной
организации Российского
Информация о работе Понятие и проблемы становления правового государства