Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
Целью исследования является комплексное обоснование ведущей роли конституционного права как отрасли российского права.
Выше обозначенная цель предопределила выдвижение следующих задач: 1) определить понятие и выявить сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права; 2) проанализировать специфику конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права; 3) сделать собственные выводы.
Методы исследования: изучение теоретического материала; комплексный анализ монографических и учебных изданий, публикаций журнальной периодики; анализ полученных данных, их логическая интерпретация, теоретическое обобщение, формулирование положений и выводов.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы–о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции – категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.
Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции – лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.
Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга .субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.
Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы Конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.
И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.
На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.
Обобщая все вышеизложенное в данной главе, можно сделать следующие выводы:
1. Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти). В частности: общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ; общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами; общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина; общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ; общественные отношения в сфере местного самоуправления;
2. Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности: всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством; общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности); исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества; нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах;
3. Предмет конституционного права и предмет российского (национального) права не совпадают, не являются тождественными и равновеликими. Более того, если сравнивать их по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, то необходимо признать, что предмет конституционного права является лишь частью предмета всего российского права;
4. Метод конституционного права как отрасли российского права – это совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства;
5. Система методов конституционного права как отрасли такова: императивные методы: метод запрета (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ); метод обязывания (ст. 58 Конституции РФ); метод субординации (ст. 83 Конституции РФ); диспозитивные методы: метод дозволение (ст. 73 Конституция РФ). Как мы видим, в отличие от отраслей частного права, где используется как правило частноправовой метод регулирования, в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод регулирования;
6. Система конституционного права как отрасли российского права – это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права;
7. В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) систему государственной власти и систему местного самоуправления. Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру;
8. Таким образом, можно сделать следующий вывод: конституционное (государственное) право России — это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
1. Сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме.
2. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.
3. Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы.
4. «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории России; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.
5. Конституционное право как отрасль права — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.
6. Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство».
7. Конституционное право занимает ведущее место в системе российского права, потому что: 1) его нормы закрепляют основополагающие принципы устройства общества и государства, принципы демократического, федеративного, правового, социального государства, являются теми задачами, которые государство обязано реализовать и которые, хоть и медленно, но постепенно претворяются в жизнь, преобразуя общество и государство; 2) нормы конституционного права выступают в качестве исходных начал для всех других отраслей российского права; 3) нормы Конституции, как основного источника конституционного права, обладают высшей юридической силой.
8. Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти). В частности: общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ; общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами; общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина; общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ; общественные отношения в сфере местного самоуправления.
9. Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности: всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством; общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности); исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества; нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.
10. Предмет конституционного права и предмет российского (национального) права не совпадают, не являются тождественными и равновеликими. Более того, если сравнивать их по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, то необходимо признать, что предмет конституционного права является лишь частью предмета всего российского права.
11. Метод конституционного права как отрасли российского права – это совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.
12. Система методов конституционного права как отрасли такова: императивные методы: метод запрета (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ); метод обязывания (ст. 58 Конституции РФ); метод субординации (ст. 83 Конституции РФ); диспозитивные методы: метод дозволение (ст. 73 Конституция РФ). Как мы видим, в отличие от отраслей частного права, где используется как правило частноправовой метод регулирования, в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод регулирования.
13. Система конституционного права как отрасли российского права – это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.
14. В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) систему государственной власти и систему местного самоуправления. Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
15. Таким образом, можно сделать следующий вывод: конституционное (государственное) право России — это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.