Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
• конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
• показать место и роль права;
• выявить сущность права и назначение;
• изучить функции права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и основные признаки права
1.1 Основные теории права 5
1.2 Понятие и признаки права 11
Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство
2.1 Сущность права 16
2.2 Право и государство 20
2.3 Назначение и функции права 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: понятие и сущность права, его основные признаки
Выполнил: Артемов Александр
Александрович, правоохранительная
деятельность, 2012 год, 16 группа
руководитель:
Воронеж
2013 г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие
и основные признаки права
1.1 Основные
теории права
1.2 Понятие
и признаки права
Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство
2.1 Сущность
права
2.2 Право
и государство
2.3 Назначение
и функции права
Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Факт
существования сегодня
Прежде
всего, в понимании права как
явления необходимо отметить, что
оно не является вечной ценностью. Оно
возникло на определенном историческом
этапе развития общества, как ответ
на потребность урегулировать те
отношения, которые уже не могли
упорядочить нормативные
Отмеченные обстоятельства позволяют считать тему настоящей работы весьма актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Объектом исследования является понятие права, как на современном этапе развития общества, так и на более ранних этапах, а также сущность права и его назначение.
Предмет исследования – учебная литература, монографические источники, статьи из периодических изданий.
Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
В разработке проблемы я опирался на труды С.С. Алексеева, Г.В.Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.Х. Саидова и др. Анализ изученной литературы показывает, что вопросу определения понятия и сущности права уделяется большое внимание.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА
Изучение данной темы необходимо начать с уяснения основных, наиболее важных теорий права. Это позволит получить определенные представления о тех трактовках понятия права, которые встречаются в мировой и отечественной юриспруденции и о том, на каких идеях основывают свои представления о праве современные российские ученые. К наиболее важным теориям, на которые нужно обратить внимание, относятся: теория естественного права, историческая школа права, юридический позитивизм, нормативизм, социологическая теория права, психологическая теория права и марксистско-ленинская теория права. Посмотрим, что же говорят эти теории о понятии права.
1) Теория
естественного права. Наиболее
видными ее представителями
Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право – это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются, т.е. признаются государством и, как правило, письменно закреплены. Естественное же право – это неписаное право, которое «живет» в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.
Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву.
2) Историческая
школа права. Её
Говоря
о праве, создатели исторической
школы права считали, что действующее
в обществе право не сводится к
совокупности предписаний, исходящих
от государства. Право возникает
спонтанно и своим
3) Юридический позитивизм. Основные его представители – Д. Остин, К. Бергбом, Г.Ф. Шершеневич. Возник в середине ХIХв. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. А так как эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. Причем, какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они все равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо другое содержание законов совершенно не интересовало.
Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г. Кельзен. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является.
С точки зрения нормативизма право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении) и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.
4) Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р. Иеринг, Ф. Жени, Е.Эрлих, Р. Паунд. Зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США
Различные
направления этой теории сходятся в
том, что право не следует сводить
к нормам, выраженным в законах
государства. Более того, отдельные
ее представители вообще не считают
нормы законов правом. С точки
зрения социологической юриспруденции
право необходимо искать в самих
общественных отношениях. Оно есть
не что иное, как сложившийся в
обществе порядок, сеть конкретных правоотношений
и действия их участников. Это так
называемое «живое» право, которое
нужно отличать от «мертвого» закона.
И поскольку закон может не
выражать права, судьи и другие должностные
лица, применяя закон при решении
конкретных дел, вправе его исправлять,
корректировать и, опираясь на «живое»
право, решить дело по своему усмотрению.
Отыскивая право в самих
5) Психологическая
теория права. Ее
По сути дела и Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей.
6) Марксистско-ленинская теория права. Основоположники – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран.
С точки зрения марксистско-ленинской теории право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.
Итак, каждая из рассмотренных теорий, как это может показаться на первый взгляд, по-своему трактует вопрос о понятии права. Вместе с тем, если обобщить положения и выводы этих теорий в данном вопросе, то можно установить, что одни теории (юридический позитивизм, нормативизм, марксистско-ленинская теория) правом считают юридические нормы, другие (социологическая юриспруденция) – правовые отношения, а третьи (теория естественного права, историческая школа права, психологическая теория права) – правовое сознание. Вследствие этого в юридической науке сформировалось три подхода в понимании права: нормативный, социологический и нравственный (его называют также философским).
Информация о работе Понятие и сущность права, его основные признаки