Понятие и сущность права, его основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
• конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
• показать место и роль права;
• выявить сущность права и назначение;
• изучить функции права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и основные признаки права
1.1 Основные теории права 5
1.2 Понятие и признаки права 11
Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство
2.1 Сущность права 16
2.2 Право и государство 20
2.3 Назначение и функции права 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа понятие и сущность права его основные признаки Артемов А.А. 16 группа ТГП (1).docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

Рассматривая  вопрос о функциях позитивного права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции  права подразделяют на обще-социальные и собственно юридические. К обще-социальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что обще-социальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что обще-социальные функции права совпадают с функциями государства. Собственно же юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.

Не вдаваясь в подробный анализ данной классификации, отметим лишь, что деление функций  права на обще-социальные и собственно юридические вполне приемлемо, однако основание такого деления должно быть иным. Выше было отмечено, что при  помощи функций можно раскрыть и  охарактеризовать как обще-социальную, так и служебную роль позитивного  права. Вследствие этого функции  права можно рассматривать с  широких, обще-социальных и с узких, собственно юридических позиций. Функции  права, выражающие его обще-социальную роль, должны рассматриваться с широких  позиций и именоваться обще-социальными  функциями. К ним, следует отнести  регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции.

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять и информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации. Прежде всего, они информируют людей о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных отношений и каким должно или может быть поведение участников этих отношений.

Наконец, трансляционная функция состоит в том, что, право накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.

Следует заметить, что подобные функции осуществляются и многими другими социальными  нормами. В этой связи обще-социальные функции права мало, чем отличаются от аналогичных функций других социальных норм.

Функции права, выражающие его служебную  роль, социальное назначение, должны рассматриваться  с узких позиций и именоваться  собственно юридическими функциями. Эти  функции позволяют более детально раскрыть и охарактеризовать одну из обще-социальных функций права –  регулятивную. Эта функция, будучи главной, поскольку выражает социальное назначение права, распадается на несколько  самостоятельных функций, которые  можно рассматривать в качестве определенных направлений регулирующего  воздействия права на общественные отношения, т.е. собственно юридических  функций.

Собственно  юридические функции права, как  уже было отмечено, обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. Такое наименование данных функций права прочно утвердилось в отечественной теории государства и права и практически никем не оспаривается. В то же время не следует забывать, что и статическая регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная функции – это определенные направления одной, единой обще-социальной функции права – регулятивной. Поэтому все эти три функции так или иначе являются регулятивными функциями права, хотя и выполняют различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений. Статическая регулятивная функция проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Вместе с этими отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, которые могут быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.). Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после их установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в нормах права. И охранительная функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности на правонарушителей и т.п.

Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная функции - это всё регулятивные функции права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую – собственно регулятивной.

Функции права можно классифицировать и  по другим основаниям. Как и функции  государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

С учетом сферы распространения функции  права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

С учетом продолжительности осуществления  функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни  функции права можно подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические – это функции, которые осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской деятельности). Политические – функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений государства с политическими партиями). Идеологические функции – это функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной деятельности). Социальные функции – это различные направления правового воздействия (регулирования) в области жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические – это функции права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В процессе углубленного изучения данной темы можно  сделать следующие выводы о праве  его сущности и назначении:

1. Право  – это, прежде всего, совокупность, а точнее – система норм  или правил поведения. Это не  случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная  совокупность вполне определенных  правил поведения, это - система.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В  числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и  функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как  отдельные нормы, так и их система  в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они  отражают объективные потребности  общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование  наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

2. Право  – это не простая система  норм, а система норм, установленных  или санкционированных государством. В мире существует множество  систем различных социальных  норм. Но только система правовых  норм исходит от государства.  Все остальные создаются и  развиваются различными негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями.

Создавая  нормы права, государство действует  непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание  некоторых нормативно-правовых актов  негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о  «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими  негосударственными институтами.

В отечественной  и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных  мнений на этот счет, три значительно  отличающихся друг от друга суждения.

Суть  первого из них состоит в том, как верно подмечает известный  российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается  в том, что само государство и  государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной  власти должен лежать «не факт, а  право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится  право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера  взаимоотношений государства и  права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что  логически предшествует другому - государство  или право, – пишет в связи  с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».

По мнению автора, государство и право «настолько соответствуют друг другу, настолько  едины», что вопрос о том, что из них первично что – вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным  подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется  либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной  идеи права как самоцели».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004.
  2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Учебник.– М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
  3. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М, Юристъ, 2007.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - "Волтерс Клувер", 2000.
  5. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. М., ВСГТУ, 2005.
  6. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: учебное пособие.– М.: Юрист, 2007.
  7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  8. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2007.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2008.
  10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юстицинформ, 2008.
  11. Общая теория права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Изд. Норма, 2006.
  12. Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Издательский дом Инфра – М, 2007.
  13. Общая теория права: учебное пособие для юридических вузов. / Под ред. В.И. Цыганова. – М., 2007.
  14. Основы государства и права: учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2007.
  15. Пиголкин А.С. Общая теория права. - М.: Изд. МГТУ. 2005.
  16. Проблемы общей теории права и государства: учебник. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Высшее образование, 2008.
  17. Сандевуар П. Введение в право. М., 1994
  18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  19. Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Протасова. – М.: Юристъ, 2002.
  20. Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. С.С. Алексеева. – М., 2008.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.
  22. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. – 1994. – № 3.
  23. Пьянов Н.А. Понятие, сущность и назначение права. // Государство и право. – 2004 –. № 5.

Информация о работе Понятие и сущность права, его основные признаки