Понятие и сущность системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия традиционного права и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства".
2) Изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
1. Понятие и сущность системы права..................................................................... 4
1.1 Система права и правовые системы................................................................... 8
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства........................... 10
2. Структурные элементы системы права.............................................................. 12
2.1 Предмет права..................................................................................................... 12
2.2 Структура права.................................................................................................. 16
Заключение................................................................................................................ 29
Список использованных источников...................................................................... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_traditsionnoe_pravo_.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В теории права соотношение категорий "система права" и "система  законодательства" понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как "право" и "законодательство". Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права  предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество  самого государства; международные  и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается  только самим государством, выражая  волю законодателя. В свою очередь  право носит более естественный характер. Таким образом основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.

Наука теории государства и права  рассматривает государство и  право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и  несовпадения, которые позволяют  говорить об их относительной самостоятельности[11].

Система права несколько шире системы  законодательства, у нее значительно  больше источников — она находит  свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.

Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.

Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система  законодательства — из нормативных  правовых актов, поэтому и первичным  элементом системы права является норма права, а первичным элементом  системы законодательства — статья нормативного акта[13].

Среди отраслей законодательства можно  выделить: во-первых, одноименные с  отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных  отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права.

Разнообразие и взаимосвязь  социальных отношений, возникающих  в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

 

 

2. Структурные элементы системы права

 

2.1 Предмет права

 

Возникновение и изменение общественных отношений влечет за собой их социальное регулирование, особым видом которого является правовое регулирование. В  правовом регулировании нуждаются  те общественные отношения, которые  являются на сегодняшний день наиболее актуальными, важными, нуждающимися во вмешательстве государства. Правовое регулирование общественных отношений начинается с осмысления законодателем необходимости в этом специфическом виде регулирования общественных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия, предмет и метод правового регулирования, которые выступают системообразующими факторами.

Под предметом правового регулирования  понимается совокупность общественных отношений, требующих правового  воздействия и подвергающихся ему, а метод правового регулирования, обусловленный предметом регулирования, способ воздействия права на общественные отношения. Поскольку право - правила поведения людей, оно, прежде всего, воздействует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение людей - субъектов общественных отношений.

Целесообразно заметить, что недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и, наоборот, метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей. Регулятивные способности права, разумеется, ограничены общими законами социального развития, прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых началах свободы и равенства.

В структуру предмета правового  регулирования входят следующие  элементы:

- субъекты – индивидуальные и коллективные;

- их поведение, поступки, действия;

- объекты окружающего мира, по  поводу которых люди вступают  во взаимоотношения друг с  другом и к которым проявляют  свой интерес;

- социальные факты, выступающие  непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это  все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится  под его юрисдикцией.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права  по отраслям, поскольку он имеет  объективное содержание, предопределен  самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет, однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом регулировании.

Государство не ставит вопрос о полной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения  между людьми регулируются другими  социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Словом, одного материального ориентира недостаточно, если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.

В общее понятие метода правового  регулирования (как собирательной  категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким  образом государство с помощью  права воздействует на происходящие социальные процессы:

- установление границ регулируемых  отношений, что, в свою очередь,  зависит от ряда объективных  и субъективных факторов (особенности  этих отношений, экономические  и иные потребности, государственная  заинтересованность и др.);

- издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;

- наделение участников общественных  отношений (граждан и юридических  лиц) равноспособностью и дееспособностью,  позволяющих им вступать в  разнообразные правоотношения;

- определение мер ответственности  (принуждения) на случай нарушения  этих установлений.

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные  для тех или иных отраслей права  и опосредуемых ими отношений. Это императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер. Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию.

Как правило, специфика отдельных  видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс, отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода.

Нельзя забывать, что общество - органическая система, в которой все виды общественных отношений существуют и функционируют в качестве целостности. Эта их целостность обусловливает и внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный вид общественных отношений, но все они вместе взятые обеспечивают нормальное функционирование общества как целого.

 

 

 

2.2 Структура права

 

Как уже отмечалось, право носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Структурными элементами системы  права являются[15]:

1) норма права;

2) отрасль права;

3) подотрасль права;

4) институт права.

Именно они образуют юридическую  ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный  элемент системы права. Нормы  права составляют основу любой системы  права. Они являются первичным элементами системы права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности  всего общества и граждан отношения.

Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.

Вместе с тем норма права  – это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки[1].

Норма включает в свой состав три  основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезе действие нормы  ставится в зависимость от наличия  или отсутствия одновременно двух или  более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств

б) диспозиция – "сердцевина" нормы  права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться  субъекты, если они оказались причастны  к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

Информация о работе Понятие и сущность системы права