Понятие и сущность системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия традиционного права и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства".
2) Изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
1. Понятие и сущность системы права..................................................................... 4
1.1 Система права и правовые системы................................................................... 8
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства........................... 10
2. Структурные элементы системы права.............................................................. 12
2.1 Предмет права..................................................................................................... 12
2.2 Структура права.................................................................................................. 16
Заключение................................................................................................................ 29
Список использованных источников...................................................................... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_traditsionnoe_pravo_.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны.

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет  установление их специально указанным  органам.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному[3].

в) санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют  предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных  последствий точно указан.

Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы  неблагоприятных последствий указаны  от минимального до максимального или  только до минимального.

Альтернативная санкция - это санкция  где названы и перечислены  несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. И здесь  три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.

Так как социально-юридические  функции обуславливают строение права, то главное подразделение  функций на регулятивные и охранительные  предопределяет и главные виды юридических  норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.

Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей[4].

Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической  ответственности, а также специфических  государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и  динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

Основным юридическим средством  поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Средством проведения статической  функции является такое построение правовых связей, в соответствии с  которым на лицо возлагаются пассивные  обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормы устанавливают  обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой  возникновения правоотношений.

Специализированные нормы в  отличие от регулятивных и охранительных  не могут служить самостоятельной  основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей[6]:

1. Общие (общезакрепительные) - это  нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.

2. Дефинитивные нормы или дефиниции  это нормы направленные на  закрепление в обобщенном виде  признаков данной правовой категории,  они закрепляют научно сформулированные  понятия, определение понятий.

3. Декларативные нормы (нормы  принципы) - это нормы, в которых  сформулированы правовые принципы, задачи, цели.

4. Оперативные нормы, с их  помощью из действий системы  права изымаются права, устаревшие  нормы и вводятся новые.

5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и пред конфликтных ситуаций.

По методу правового регулирования  нормы права подразделяются на поощрительные  и рекомендательные.

Поощрительные нормы - это предписания  о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают  варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

По степени категоричности (или  по форме предписания) правовые нормы  разделяются на диспозитивные и  императивные.

Диспозитивные нормы действуют  тогда, когда стороны своим соглашением  не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

По степени определенности следует  различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы - это такие  правила поведения, действие которых  основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормы непосредственно  указывают на другие нормы права  как на условие своего действия.

По отраслям права нормы классифицируются на: нормы государственного права, нормы  гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение  на нормы материального и процессуального  права[2].

Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических  прав и обязанностей их участников

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства  по осуществлению и защите норм материального  права, прав и законных интересов  участников общественных отношений.

По признаку объема (сферы) их деятельности нормы права также могут делится  на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы действующие  только в пределах отдельного вида отношений. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так в трудовом праве общие нормы распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут  быть разграничены на общие и местные.

Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой  территории лица находятся или в  состав какой организации они  входят.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении  лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические  нормы могут быть подразделены на общие нормы и временные. Общие  нормы устанавливаются на неопределенный срок действия до их отмены. А временные  нормы устанавливаются на определенный срок. Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права  имеют институты и отрасли  права.

Институты права существуют и функционируют  в пределах отраслей права. Вместе с  составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Отрасль права представляет собой  обособившуюся внутри данной системы  совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная  необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет ("протоколирует") эту потребность.

Следующим элементом системы права  является подотрасль права – целостное  образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Подотрасль права объединяет несколько  институтов, являясь по сути упорядоченной  совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним признаком подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие положения, присущие нескольким правовым институтам.

Подотрасль права обладает следующими признаками[7]:

- Реализует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета правового регулирования соответствующей отрасли права;

- Наличие обособленного законодательства;

- Является не обязательным (факультативным) элементом системы права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – "исходный элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность". Институты права обладают следующими признаками:

- Юридическое единство правовых норм, являющихся составной частью отрасли права;

- Полнота правового регулирования;

- Обособление норм правового института, как правило, в главах (разделах) нормативно-правового акта.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права (конституционное право, гражданское право, трудовое право), существуют немногочисленные институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и юридической литературе их называют смешанными институтами.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном  праве – институт необходимой  обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве  – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном  праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее[9].

Прежде всего, институты делятся  по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит  из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой  и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное  динамическое образование, в котором  четко выделяются четыре ступени[12]:

Информация о работе Понятие и сущность системы права