Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать систему конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, их понятие, классификацию и содержание. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- дать понятие конституционных прав и свобод;
- провести классификацию прав и свобод;
- проанализировать содержание и виды прав и свобод;
- выявить проблемы гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу развивающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст.34).

Понятие предпринимательской деятельности используется в действующем законодательстве как базовый юридико-технический инструмент, сквозь призму которого осуществляется правовое регулирование многих аспектов экономических отношений.

В судебной практике также встречается термин "экономическая деятельность", но не расшифровывается это понятие.

Исходя их данных актов, экономическая деятельность – более широкое понятие, которое полностью поглощает предпринимательскую деятельность.

По определению проф. А.Г. Быкова, экономическая деятельность - это деятельность по использованию природных, материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов в процессе создания и реализации товара, а не только от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг, как предусматривает ГК.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.35).

Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Исследования различных аспектов конституционного права на жилище занимают особое место в юридической науке. И это не случайно. Значимость этого права для каждого нельзя недооценивать. По существу, это право можно поставить в один ряд с любым из личных прав граждан. Поскольку каждый член общества не может обходиться без жилища, которое выступает и как место проживания, общения, воспитания детей, творчества, ведения домашнего хозяйства, а также позволяет реализовать иные возможности, закрепленные в законе. Как справедливо отмечают В.А. Иваненко и B.C. Иваненко, признание права каждого на достаточное жилище позволяет обеспечить человеческое достоинство, физическое и психическое здоровье и качество жизни в целом.

Как показывают социологические исследования, около 15% населения страны (т.е. около 20 млн. человек), по существу, ютятся в жилище, мало пригодном для жизни. Понятно, что сами они ее решить не смогут (77% опрошенных), так как денежных средств у них хватает только на текущие расходы. Лишь 5-6% этой группы могут улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов. Таким образом, жилищная политика государства должна основываться на том, что реализовать свое право на жилище в современных условиях большая часть нуждающихся граждан самостоятельно не в состоянии.

Причины такого положения известны: низкий уровень доходов, отсутствие возможности получить жилье по наследству или бесплатно из соответствующих фондов, отсутствие "стартового капитала" для приобретения жилья. В связи с этим необходимо проводить в жизнь такие жилищные программы, которые были бы ориентированы не только на категорию социально незащищенных граждан или иных лиц, в отношении которых государство приняло соответствующие обязательство, но и на широкий круг нуждающегося населения.

С учетом действующего законодательства и при создании соответствующих нормативных условий (выработка более адекватных критериев предоставления кредитов, гибкость сроков, снижение процентов, отказ от поручителей, уменьшение первоначального взноса и т.д.) доля тех, кто мог бы претендовать на получение ипотечных кредитов, составляет около 8%, но никак не треть населения страны. При всем огромном значении развития ипотеки для крупных городов решить наиболее острые проблемы, которые стоят сейчас в жилищной сфере, ипотечное кредитование явно не способно.

Европейский Суд по правам человека отметил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 г. по делу James and Others). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также указал на то, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении соответствующего правового регулирования.

В настоящее время в помощи государства в решении жилищной проблемы нуждается большинство граждан России. Как справедливо отмечает автор статьи Снежко О.А., необходимо продумать новые механизмы реализации государственных жилищных программ. Попытки уйти от решения данной проблемы могут привести не только к социальной напряженности, но и к ухудшению криминальной ситуации в стране. Несмотря на экономические трудности, государственное инвестирование в жилищное строительство позволит не только создать соответствующую жилищную базу, но и будет способствовать реализации гражданами своего конституционного права на жилище.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

К числу социальных прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие "окружающая среда" охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т. е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социальных прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

§1. Конституционный суд РФ как орган конституционного контроля, играющий большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан

 

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В 2008 году в Конституционный Суд поступило свыше 17 тысяч обращений. Наибольшее количество обращений касались, в частности, вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан –3408 (в том числе охраны трудовых прав – 262, охраны жилищных прав – 632, социальной защиты – 2133); конституционного права (организации публичной власти) – 250; гражданского права и процесса – 3136; уголовного права и процесса –5171, хозяйственного, финансового и налогового права – 431, и других вопросов.

В большинстве случаев поступившие обращения явно не подведомственны Конституционному Суду.

Конституционным Судом рассмотрено в публичных судебных заседаниях 12 дел. Поводом к рассмотрению дел явились обращения 31 заявителя, соединенные в некоторых делах в одном производстве как касающиеся одного и того же предмета.

При этом из 11 постановлений, принятых Конституционным Судом в 2008 году, 9 содержат позиции о необходимости осуществления законодательного регулирования.

Оспариваемые заявителями положения нормативных актов признаны постановлениями Конституционного Суда: по 3 делам – не противоречащими Конституции Российской Федерации, в том числе с выявлением конституционно-правового смысла; по 8 делам - не соответствующими Конституции полностью или в части.

Если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Решения Конституционного Суда существенно влияют на осуществляемую законотворческую, правоприменительную деятельность, преодоление недостатков и, в конечном итоге, совершенствование системы законодательства. Приведем несколько примеров постановлений Конституционного Суда РФ, в которых были выявлены положения, признанные не соответствующими Конституции РФ:

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являются положения части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации в их взаимосвязи, на основании которых при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за контрабанду либо к административной ответственности за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых для личного пользования, и при определении размера административного штрафа производится оценка стоимости этих товаров, а также положение части 4 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, на основании которого исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения.

Информация о работе Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданин