Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:19, доклад
Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей».
Понятие, особенности и виды государственной службы
Государственная служба возникла
еще во времена первобытного общества.
Она имеет многовековую историю
своего развития. При разделении труда
в первобытном обществе начинает
формироваться управленческая элита,
которая отделяется от основной массы
производителей и с течением времени
превращается в отдельную группу
людей — «государственных людей».
В Древнем Египте такими людьми были:
фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи,
«хранители печати», министры, советники
«совета храмового управления»,
«городские советы», начальники «Юга»,
«Северных стран», «греков» и т. д.
Чрезвычайно сложной была «государственная
бюрократия» у ацтеков — народа
Мексики, цивилизация которого бесследно
исчезла в эпоху прибытия европейцев
в Америку: избираемый глава государства;
члены «тайного государственного совета»;
придворные и государственные чиновники
(различные звания многочисленных чиновников
с четко определенными
Услугами государственных служащих пользуются все современные государства независимо от государственного устройства, формы правления или государственного режима. Они выполняют все задачи и функции, которые цивилизованное общество возлагает на свое государство. Государственные служащие в современном обществе осуществляют контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности.
Организация и деятельность
лиц, которые профессионально
В современном законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» определяются правовой институт административного права, учебная дисциплина, название государственного органа (таможенная служба, контрольно-ревизионная служба и др.), вид трудовой деятельности.
Особенности государственной службы в РФ
Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:
· отсутствием целостной системы
государственной службы (государственная
служба осуществляется как служба в
отдельном государственном
· отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы в целом, а также прямого законодательного регулирования различных видов государственной службы, противоречивостью законодательства;
· низкой эффективностью государственных
органов и государственных
· снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;
· неэффективностью кадровой политики
на государственной службе, выражающейся
в высокой текучести кадров, в
том числе вследствие частых изменений
структуры органов
· в отсутствии механизма перевода государственного служащего из федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации или вида государственной службы в другой с сохранением его статуса;
· в недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенстве системы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации;
· слабой разработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, а также правовых и организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов;
· неопределенностью статуса
· несоответствием социального положения государственного служащего характеру возлагаемых на него ответственности и ограничений;
· отсутствием унификации основных
гарантий государственных служащих
различных уровней и видов
государственной службы и в ряде
случаев декларативным
· отсутствием системы управления
государственной службой
· неупорядоченностью внутренней организации
государственной службы, отсутствием
надлежащей регламентации деятельности
государственных органов и
· не разработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.
Нерешенные проблемы государственной
службы являются причиной ее низкой эффективности,
недостаточной гибкости и приспособленности
к решению задач развития гражданского
общества и рыночной экономики, невосприимчивости
к новым методам и формам организации,
планирования, ресурсного обеспечения
государственных органов и
Реформирование системы
Целью реформирования государственной
службы является кардинальное повышение
ее эффективности в интересах
развития гражданского общества и укрепления
государства, содействие экономическому
и социальному прогрессу, повышение
доверия граждан через
Реформирование системы
· приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;
· определение и утверждение
структуры государственной
· создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие виды государственной службы;
· разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
· формирование системы государственных органов по управлению государственной службой в Российской Федерации;
· упорядочение внутренней организации государственной службы и деятельности федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации и государственного служащего;
· комплексное совершенствование
финансово-экономического и материально-технического
обеспечения государственной
Укрепление нормативно_правовой базы
государственной службы следует
развивать по пути повышения правового
статуса органов управления государственной
службой и кадровых служб государственных
органов, установления четких правил,
обеспечивающих увязку должностных
перемещений государственных
Процессы происходящие в российском
обществе столь стремительны, что
наблюдается недостаточность
Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
Российские
проблемы реформирования государственного
аппарата имеют двойственную природу:
с одной стороны, это - ответ на вызовы
наступившего XXI века; с другой - насущная
необходимость решения вопросов, связанных
с приведением в соответствие новых реалий
в сфере рыночной экономики и принципов
демократизации общественной жизни в
России с новациями государственного
устройства страны. В Посланиях Президента
РФ Федеральному Собранию Российской
Федерации, в его заявлениях на пресс-конференциях
неоднократно обращалось внимание на
низкую или недостаточную эффективность
работы госаппарата. Отмечалось, что аппарат
в значительной степени «приватизировал
государство», произошло срастание аппарата,
обязанного выражать и защищать общественные
интересы с коммерческими структурами,
защищающими частные интересы. Говорилось,
что пока не удается существенно продвинуться
и добиться результатов в борьбе с российской
бюрократией. Трудно вырабатываются решения,
трудно доводятся до исполнения, еще труднее,
конечно, исполняются. Это проблема, которая
заставляет задуматься о совершенствовании
системы управления в стране. Не раз также
подчеркивалось, что малый и средний бизнес
задавлен бюрократией. Реформирование
государственной службы выступает как
важнейшее звено повышения эффективности
государственного управления в целом.
С другой стороны, не менее очевидно, что
реформирование госслужбы может принести
позитивные результаты только в контексте
реформирования всей системы управления
страной. В известном смысле речь идет
об осуществлении трех взаимосвязанных
реформ: административной, государственной
службы и формировании «электронного
правительства», которые, разумеется,
тесно или даже имманентно, связаны с состоянием
других систем и институтов российского
общества.
Концепции общественно-государственного
управления разработаны в исследованиях,
посвященных взаимодействию гражданского
общества и государства, правительства
и групп давления. Можно отметить
такие направления, как плюралистическая
теория, корпоративизм, теория заинтересованных
групп, теория межорганизационных отношений,
неоинституционализм, теория сетей
и др. Кратко основные положения
современных концепций и
1. Политико-административное
управление рассматривается
2. Теории нового руководства,
общественно-государственного
3. Эти концепции восстанавливают
связи между управлением и
политикой. Подход с позиций
политических сетей к
4. В теории нового управления
включается моральное
Информация о работе Понятие, особенности и виды государственной службы